Зарегистрироваться

Опрос

Категории Методология социологии | Под редакцией сообщества: Социология

Опрос – социологический метод получения информации, при котором людям (их называют респондентами) в письменной или устной форме задают специально подобранные вопросы и просят их ответить на них.

В социологическом опросе выясняются субъективные мнения людей (в анкетировании их называют респондентами). Ответы математически усредняются, обобщенные данные представляются в виде статистических таблиц, выводятся и объясняются закономерности. Конечный итог – построение научной теории, которая позволяет предсказывать будущие явления и разрабатывать практические рекомендации.

 

Виды опросов можно классифицировать по разным основаниям, а именно:

(а) количественные (с применением статистики) и качественные (глубинное интервью, фокус-группа);

(б) письменные (анкеты, тесты) и устные (интервью);

(в) очные и заочные;

(г) стандартизированные, полустандартизированные и нестандартизированные;

(д) клинические и фокусированные;

(е) направленные и ненаправленные;

(ж) пробные (пилотажные, зондажные, экспресс-опросы) и основные (как главный способ сбора первичной информации);

(з) массовый опрос (для респондентов-неспециалистов) и экспертный опрос (для специалистов в той или иной области).

 

В свою очередь, каждый из этих видов опроса подразделяется на множество подвидов: телефонное, стандартизированное, свободное и другие виды интервью, почтовое, прессовое, индивидуальное, групповое анкетирование, опрос по месту жительства или работы, в офисе и на улице и др. По числу опрашиваемых различают групповое и индивидуальное анкетирование. По месту проведения различают анкетирование дома, на работе и в целевых аудиториях (посетители клуба, пациенты в поликлинике и т. п.).

 

Самым распространенным методом являются телефонные опросы.

Достоинства телефонного опроса

Недостатки телефонного опроса

Высокая оперативность

Опрос только телефонных абонентов

Дешевизна

Высокая вероятность отказа от ответов

Возможность разъяснения задаваемого вопроса

Вынужденная краткость беседы

 

Каждый вид опроса зависит от многих обстоятельств: содержания анкеты или интервью (т. е. перечня вопросов, в которых реализован предмет исследования); качества работы анкетера или интервьюера, организующего и непосредственно обеспечивающего заполнение анкет; ситуации опроса, его условий, которые должны быть максимально благоприятными для спокойной и сосредоточенной работы респондента; психологического состояния респондента на момент опроса и других.

В социологии используются четыре основных вида опроса – индивидуальный и групповой, устный и письменный – взаимодополняют друг друга, образуя логический квадрат, в клетках которого, как комбинация двух признаков, образуется множество разновидностей опроса.

Логический квадрат основных видов социологического опроса

 

Письменный

Устный

Индивидуальный

ИП

ИУ

Групповой

ГП

ГУ

 

К примеру, групповой анкетный опрос попадает в клеточку ГП, а индивидуальный анкетный опрос – в клеточку ИП; телефонный опрос – в клеточку ИУ, а фокус-группа – в клеточку ГУ.

В отечественной социологии самым популярным является индивидуальный анкетный опрос. Им пользуются приблизительно  в 75–80% случаев. За рубежом ситуация иная. До сих пор большинство исследований в США, Германии, Франции проводится посредством личных интервью. Социальные психологи больше склонны к тестам и социометрическим методам. При использовании индивидуального анкетирования, с помощью раздаточной (курьерской) анкеты, анкетер либо вручает анкету респонденту, договариваясь о сроке возврата при повторной встрече, либо, объяснив правила заполнения и цели опроса, ожидает заполнения анкеты.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.