Зарегистрироваться

Гармония

Категории Эстетика | Под редакцией сообщества: Философия

Эта версия статьи от 28 Сентябрь 2010 11:18, редактировал Мигунов Александр Сергеевич
Список всех версий Перейти к списку версий
Перейти к последней версии

Гармония – соразмерность ча­стей, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое. Впервые осмысленная на материале музыки (пифагорейцы), гармония в настоящее время особенно зна­чима для эстетики, для объяснения природы эстетических и художественных яв­лений.

            Понятие «гармония» приложимо к различным сферам объективной реальности в жиз­ни духа; оно многогранно в своей сущности и характеризуются богатством значе­ний, интерпретаций, смысловых оттенков. Гармония как эстетическая категория применима не только к характеристике объекта, но и к анализу других сторон субъект-объектного отношения, а также их взаимосвязей и взаимодействий.

            Различают гармонию материально-вещественную и идеально-духовную; «явную» и «скрытую» (Гераклит), т.е. воспринимаемую непосредственно-чувственно или же опосредованно, «внутренним взором». Понятие «гармония» выражает такой характер протека­ния процессов и такой уровень (способ) организации объектов, который обусловлен объединением составляющих их различных и противоположных элементов по принципу взаимного, или «дополнительного», соответствия. Как следствие прояв­лением гармонии выступает такое напряженное «единство в многообразии», при котором элементы целого сочетаются без подавления одних другими, «свободно», а разви­тие приобретает неискаженный (внешне и внутренне), максимально органичный, синтетичный, ускоренно-эффективный характер.

            Единство различий и противоположностей – атрибутивный признак гармонии, но сте­пень их сближения и соединения может быть весьма различной. «Гармоническое соотношение элементов» может означать: 1) их совместимость в принципе, «на пре­деле возможного» - пределе реальном или кажущемся; 2) адекватность сторон друг другу в смысле их «равновесия», «паритетности»; 3) оптимальность их сочетания как некой «нормы»; 4) идеальное соответствие, или совершенство; 5) взаимодопол­нительность как полноту различий, «всесторонность»; 6) взаимодополнительность как корреляцию или комплементарность элементов, свойств; 7) количественно, ма­тематически исчислимое соответствие – пропорциональность; 8) сплав, «смеше­ние» различий, противоположностей в едином новом качестве (как, например, смеше­ние синего и белого цветов в голубом).

            Гармония может быть более простой, даже элементарной, легко обнаруживаемой («правильность»), но она может быть и весьма сложным единством, состоящим из иерархии подсистем. Суть гармонии конкретизируется во множестве частных принципов (соподчинение, соразмерность, уравновешенность, или симметрия, повторяемость, или ритм, и др.); одни из них (как в целом, так и в подсистемах) могут соблюдаться, другие. же – нарушаться. Таким образом, гармонические единства могут включать в себя в качестве подчиненных моментов элементы дисгармонии. Так возникают динамические модификации, или разновидности, гармонии. Их восприятие предполагает высокий уровень перцептивной культуры и активности субъекта восприятия. Опыт философоской теории и эстетической практики не опровергает, а подтверждает фундаментальное значение ка­тегории гармонии для обеих этих культурных сфер, для человеческого бытия в целом.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.