Зарегистрироваться

Источники конституционного права Российской Федерации как отрасли права

Категории Конституционное право | Под редакцией сообщества: Юриспруденция

Источники конституционного права Российской Федерации как отрасли права – юридические формы выражения и закрепления принципов и норм, которые в совокупности составляют конституционное право. Это  нормативные юридические акты, регулирующие (закрепляющие) политические отношения и содержащие нормы конституционного права. Акт может быть источником полностью (например, конституция, законы о гражданстве, о референдуме, о выборах); комплексно регулировать общественные отношения (его нормы можно отнести к нескольким отраслям права); в целом являться источником другой отрасли права, но ряд его норм могут относиться одновременно и к конституционному праву.

Федеральный уровень источников конституционного права РФ

Главным источником конституционного права России является Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г. путем референдума (всенародного голосования), в которой закреплены основные черты общества и государства, статуса личности, система, принципы формирования, функции и ключевые полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления. Конституция предопределяет содержание других источников конституционного права, которые призваны развивать ее нормы.

Источниками конституционного права являются также акты Конституционного Собрания Российской Федерации, законы РФ о поправках к Конституции РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы.

Акты Конституционного Собрания Российской Федерации — нормативные акты, предусмотренные Конституцией РФ (ст. 135) в связи с возможным ее пересмотром. Поскольку Федеральный конституционный закон о Конституционном Собрании до сих пор не принят, в конституционной практике нет и соответствующих примеров этого источника права.

Законы РФ о поправках к Конституции РФ — особый вид нормативных актов, посредством которых вносятся изменения в гл. 3-8 Конституции РФ. 30 декабря 2008 г. были приняты два Закона РФ о поправке к Конституции Российской Федерации: «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы»; «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации».

Важнейшим источником конституционного права является закон. Федеральные конституционные законы — это нормативные акты, принимаемые по строго определенному кругу вопросов, обозначенных в Конституции РФ. Федеральные законы принимаются в случаях, когда Конституцией РФ предусмотрено регулирование общественных отношений именно федеральным законом, а также тогда, когда в силу важности общественных отношений и парламент, и другие государственные органы признают необходимость их первичного, основополагающего регулирования посредством федерального закона. Согласно ч. 3 ст. 76 Конституции РФ федеральным конституционным законам не могут противоречить федеральные законы.

Конституционному праву известен такой источник сильного политического звучания, как декларации. Так, 12 июня 1990 г. 1 Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР. 25 октября 1991 г. Верховным Советом РСФСР принята Декларация о языках народов России. 21 ноября 1991 г. Верховный Совет РСФСР принимает своим постановлением Декларацию прав и свобод человека и гражданина.

Многочисленные подзаконные акты также являются источниками конституционного права России.

Так, нормы конституционного права содержатся в нормативных актах палат Федерального Собрания – Регламент Совета Федерации от 30 января 2002 г. (с последующими изменениями и дополнениями) и Регламент Государственной Думы от 22 января 1998 г. (с последующими изменениями и дополнениями). Есть также положения об аппаратах палат и некоторые другие нормативные акты.

б) Многие указы и распоряжения Президента РФ содержат нормы конституционного права, а зачастую и целиком являются источниками права.

в) Нормативные акты Правительства РФ, федеральных министерств и ведомств, изданы  в развитие законов и детализируют соответствующие общественные отношения в связи с участием в них органов исполнительной власти.

Источники конституционного права РФ на уровне субъектов РФ

На уровне субъектов РФ издаются конституции республик в составе Российской Федерации, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, законы и иные нормативные акты субъектов РФ.

Нормативные акты местного самоуправления или его органов

Прежде всего это уставы муниципальных образований — поселений, муниципальных районов, городских округов, которые могут приниматься как непосредственно населением путем местных референдумов, так и избранными им представительными органами местного самоуправления — думами, собраниями депутатов и т.п. Источниками могут быть и отдельные акты названных органов — регламенты представительных органов местного самоуправления, положения о местных администрациях, правила общеобязательного характера, регулирующие организацию жизни населения на соответствующей территории, и др.

Иные источники конституционного права РФ

Международно-правовые нормы являются возможными источниками конституционного права. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Среди источников конституционного права РФ выделяют отдельно внутригосударственные договоры и соглашения – договоры между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, между различными субъектами РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления по разграничению предметов ведения и полномочий. Следует, однако, отметить, что роль таких договоров существенно снизилась в настоящее время.

Вопрос о выделении в качестве самостоятельных источников конституционного права решений Конституционного Суда РФ, их конституционных (уставных) судов субъектов РФ является дискуссионным. С одной стороны, все чаще признаются в качестве источника конституционного права решения Конституционного Суда по вопросам толкования норм Конституции, о соответствии федерального и регионального законодательства Конституции РФ, поскольку, очевидно, что зачастую такие решения не просто уточняют существующие нормы конституционного права, но и создают новые общеобязательные правила поведения. С другой стороны, существует и противоположная точка зрения, согласно которой не Конституционный Суд РФ, а законодатель корректирует закон с учетом уточненного путем толкования содержания конституционной нормы (правила надлежащего понимания).

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.