Зарегистрироваться

Теории этноса

Категории Этнография | Под редакцией сообщества: История

Эта версия статьи от 10 Март 2011 18:25, редактировал Никишенков А. А.
Список всех версий Перейти к списку версий
Перейти к последней версии

Теории этноса – это совокупность умозаключений об этносах и объяс­нение этнических явлений, процессов и фактов с точки зрения установленных законо­мерностей.

 

Одна из важней­ших функций этнологии — поиск, выявление и исследование устойчивых тенденций (закономерностей) всех проявлений бытия этно­сов — эволюционных (закономерности этногенеза и этнической истории); явлений, относящихся к строению (структуре) этносов, а также к их современной жизни (функ­цио­ниро­ванию).

 

Этнический процесс

Этнический процесс - это понятие исследователи трактуют по-разному. Особенно широко распространено представление, будто этнический процесс со­стоит в том, что часть членов одного этноса (или весь этнос) при взаимодействии с другим меняет пред­ставление о своей этнической принад­лежности (например, если часть мордвы-эрзи стала называть себя русскими или ряд берберских племен Северной Африки вошел в состав местных арабских наций). Сама идея рассматривать в качестве этнического процесса этническую (национальную) ас­симиляцию («раство­рение» одного этноса в другом) возникла при этнодемографическом изучении закономерностей дина­мики численности народов. Действительно, изменения численности всякого этноса зависят, с одной сто­роны, от соотношения рождаемости и смертности (они, в свою очередь, опре­деляются воздействием экономических, культур­ных и иных причин), а с другой стороны, от этнической ассимиляции этого эт­носа соседями (или этим этносом соседей).

 

Субъекты этнического процесса.

Составляющие этнос люди обладают существенными свойствами — языком, трудо­выми и культурными навыками, знанием и соблюдением обычаев и обрядов и многими другими. Члены этноса тесно связаны между собой разнообразными отно­ше­ниями, и именно они опреде­ляют структуру и особенности всякого этноса. В этническом процессе (в рамках этноса или в межэтническом взаи­модействии) участвуют все социальные образования, социальные инсти­туты ( организации) и социальные страты (слои). Именно они все в ходе своей как обновляют все формы и проявления социального (в том числе этнического) бытия, так и способст­вуют сохранению мно­го­образных традиций, обусловливают историческую трансфор­мацию этносов и межэтнические кон­такты, совершают многолюдные миграции и фор­мируются в новые этносы (например, в Новом Свете).

 

Общее, особенное и этническое

Представление об этнической специфике и абсолютной специфично­сти этнической (национальной) культуры вызывает очень большие сомнения. Для того, чтобы отделить особенное (специфи­ческое) от общего, нужно путем сравнения исследовать как то, так и другое. Кроме того, эмпирические мате­риалы этнологических наблюдений не подтверждают гипотезы о специфичности всех проявлений этносов. Никому из ученых-этно­логов (и других специалистов) не удалось выделить этническую специфику в ее, так сказать, «химически чистом виде».

Тем не менее, этническая специфика — не иллюзия. Опыт мно­гочисленных по­колений содержит в себе не только ошибку; в нем есть оправдание массовой интуиции. Этническая специфика имеет два аспекта — мысленный и действительный (ре­альный). Обыден­ное сознание, обладая лишь ограниченным материалом для сравнения, небольшое и локальное отличие легко переносит на весь этнос и усиливает его до об­щеэтнических размеров.

 

Этноцентризм и национализм.

Каждый этнос — это, в сущности, большая (ве­личина ее может сильно варьировать) социальная группа. В истории этноса накаплива­ются культурные достижения, раз­нообразные традиции, исторические и политические представления, культурная и этническая картина мира и многое другое. Члены этноса усваивают все это в процессе социализации — этниза­ции. Вследствие этого взгляды, оценки и представления человека обычно в существенной мере зависят — хочет он того или нет — от характера усвоенной им этнической культуры. Француз­ский исследователь Марк Ферро установил, что даже изложение истории в школьных учебниках разных стран осу­щест­вляется с этнической точки зрения.

Такая точка зрения, понимание и трактовка всего социального мира и его явлений с позиций куль­туры своего этноса называется этноцентризмом. Несколько упрощая вопрос, этноцентризм можно на­звать групповой точкой зрения. Она неизбежна и сама по себе не содержит ничего особенного — ни хо­рошего, ни плохого. Но этноцен­тризм может послужить пита­тельной средой, условием и массовым резервом для социальной мобилизации под националистиче­скими лозунгами.

 

Язык науки в разработке теории этноса

Обсуждая предметную область, социальные функции, теории и методы этноло­гии, необходимо воспользоваться большим набором специальных слов — поня­тий, терминов, составляющих язык этой науки, ее понятийный аппарат, с помощью которого она описывает, анализирует и объясняет изу­чаемую ею сторону социальной реальности. Иногда говорят, что «споры о словах», то есть о понятиях и терминах едва ли нужны, так как «дело не в названии». На самом деле это не так. Точность и необходи­ мая строгость понятий обязательны. Без них наука не может описать изучае­мые объекты.

Об этнологии ( этнографии) можно услышать мнение, будто это чисто дескрип­тивная (описа­тель­ная), эмпириче­ская дисциплина, которой чужды обобщения и теории и которая, следова­тельно, нуж­дается якобы только в бытовой лексике для фиксации и первичного описания собранных сведений. Это, разумеется, либо заблуждение, либо недобросовестное преувеличение лишь одной из сто­рон этнологи­ческой работы. В действительности в каждом этнологическом исследовании в отдельности и в этнологи­ческой науке в целом непременно выражены обе стороны — эмпирическая и теоретико-мето­дологиче­ская, а за время своего развития эта наука отчасти создала, отчасти заим­ствовала богатый поня­тийно-терминологический арсенал. Согласно подсчетам, совре­менная этнология использует (без учета этни­ческой номенклатуры — названий наро­дов) от 3 до 4 тыс. понятий и терминов.

Этнос — чрезвычайно сложная социальная система. Поэтому и описывающий ее понятийно-тер­минологический аппарат отличается теми же чертами: сложностью, системностью, соподчиненностью. Расчленение культуры этноса на материальную и духовную, народно-фольклорную и профессиональную служит терминологиче­ским оформлением всякого целостного анализа изучаемого этнологами объекта. Понимание быта того или иного народа как повторяющегося, устойчивого, ритмичного поведения побуждает говорить о его наиболее стереотипизированных формах, таких, как обычай, обряд, ритуал, этикет и им подобные. От­ражение сознанием своей принадлежности к этносу складывается в коллективное и индивидуальное эт­ническое самосознание, формируя в нем этнические картины мира. Сравнение, сопоставление этносов и их харак­теристик между собой по­зволяет выяснять этническую специфику. Взаимодействия этносов могут принимать сильно различающиеся формы — от неглубо­ких межэтнических контактов до аккультурации (частичного усвоения одним этносом культуры другого) и ассимиляции (растворения одного этноса в другом). Этни­ческие и межэтнические процессы проявля­ются как объединительные (этноинтегра­тивные) и разделительные (этническая дифференциация и пар­циация). При этом воз­можны межэтнические напряженности (в том числе латентные, т. е. скрытые) и кон­фликты.


В.В. Пименов


Рекомендуемая литература 

Арутюнов С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. М., 1989.

Арапов Д.Ю., Ларина Е.И. С.Г. Рыбаков и его «обзор» организации духовной жизни мусульман России (апрель 1917)

Библиография сотрудников кафедры этнографии/этнологии исторического факультета МГУ

Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1973.

Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.

Витов М.В. Антропологические данные как источник по истории колонизации Русского Севера. М., 1997.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.