Зарегистрироваться

Средневековая философия

Категории История философии | Под редакцией сообщества: Философия

Эта версия статьи от 08 Октябрь 2010 16:10, редактировал Соколов Василий Васильевич
Список всех версий Перейти к списку версий
Перейти к последней версии

Средневековая философия – совокупность учений мыслителей средневековой Европы, мусульманского Востока и Византии (VI в. н.э. – XV в. н.э.).

В истории философии средневековой философией называется совокупность учений мыслителей средневековой Европы, мусульманского Востока и Византии. Опираясь на обширное творческое наследие античной философии и образованности, при этом выполняя роль служанки теологии (мусульманской или христианской), средневековая философия сыграла двойственную роль в развитии философского знания. С одной стороны, она представляла собой рационалистическое течение, стремившееся к ясному и отчетливому знанию путем анализа понятий. С другой, ее главной целью было согласовать учение церкви («вера») с результатами античного естествознания и философии («знание»). Невозможность такого согласования привела позднюю средневековую философию к иррационализму и мистике, а отвлеченное знание в понятиях стало предметом насмешек для представителей философии Возрождения и Нового времени.

Теория суппозиции Уильяма Оккама

Разрешить проблему универсалий Оккаму помогает теория суппозиции. Суппозиция (suppositio) есть референция, определяемая пропозициональным контекстом. Оккам выделяет три вида суппозиции: персональную («Человек бежит»), простую («Человек есть вид») и материальную («“Человек” есть имя»). По Оккаму, суппозиция является персональной, когда термин подразумевает свое обозначаемое, будь то вещь вне души, слово, интенция души, написанное слово или что угодно другое» (Sum.tot.log., I, c. 64). В отличие от того, что имеет место в персональной суппозиции, в простой суппозиции термин подразумевает понятие души, но не берется при этом в функции обозначения. В высказывании «Человек есть вид» термин «человек» подразумевает понятие души, но не обозначает его, а лишь подчинен ему как знак — и термин языка, и понятие души обозначают в этом случае одно и то же — единичного человека, существующего вне души.

Материальная суппозиция так же, как и простая, подразумевает нечто, но не обозначает это нечто, различие заключается в том, что в случае простой суп позиции подразумевается термин ментального языка, а в материальной — термин конвенционального (устного или письменного) языка. Определяя типы суппозиции таким образом, Оккам разрешает проблему универсалий, связанную с такими высказываниями, как «человек есть вид» — на уровне конвенционального языка имя «человек» относится к понятию ума, тогда как на уровне ментального языка оно относится к самому себе.

Рекомендуемая литература

Васильев В.В., Кротов А.А., Бугай Д.В. История философии (2008).

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.