Зарегистрироваться

Географический детерминизм

Категории Философия истории | Под редакцией сообщества: Философия

Эта версия статьи от 29 Сентябрь 2010 18:29, редактировал Кржевов Владимир Сергеевич
Список всех версий Перейти к списку версий
Перейти к последней версии

Географический детерминизм – учение, согласно которому главной детерминантой общественного развития является географический фактор. Яркими представителями географического детерминизма были французский просветитель XVIII века Ш.-Л. Монтескье и замечательный русский ученый XIX века Л.И. Мечников.

Монтескье свое исследование роли географической среды начинает с выяснения вопроса о человеческой природе. По его мнению, климатические условия опре­деляют индивидуальные особенности человека, его те­лесную организацию, характер и склонности. Так, на­пример, в холодном поясе люди крепче и физически сильнее, поскольку «холодный воздух производит сжатие окончаний внешних волокон нашего тела, отчего напря­жение их увеличивается и усиливается приток крови от конечностей к сердцу». (Монтескье Ш. Избр. произведения. М., 1955. С. 350). Южные народы, напротив, ленивы от природы, и поэтому они не спо­собны к героическим поступкам. Восприняв однажды те или иные законы, обычаи и традиции, они не расстаются с ними, ибо предпочитают покой. Конечно, эти рассуж­дения французского философа следует воспринимать в общем контексте знаний его эпохи, поскольку история народов, удалённых от Европы, была известна европейским мыслителям весьма поверхностно, да и эти знания изобиловали искажениями и фантастическими представлениями.

Анализируя вопросы происхождения рабства, Монтес­кье считает, что в жарких странах, где люди всякую рабо­ту исполняют из страха быть наказанными, рабство не противоречит разуму, ибо без рабства в этих странах не было бы никакого прогресса. Климатическими же усло­виями объясняет французский мыслитель многоженство и моногамную семью.

При рассмотрении вопросов государственного устрой­ства Монтескье приходит к выводу, что в странах с пло­дородной почвой легче устанавливается дух зависимости, ибо людям, занятым земледелием, некогда думать о сво­боде, которую французский мыслитель понимает прежде всего как отсутствие зависимости от государственной власти. Но в то же время, по мнению Монтескье, они боятся потерять свое богатство и потому предпочитают правление одной, хотя и деспотической, личности, кото­рая защитила бы их богатый урожай от грабежа.

В странах же с холодным климатом, где условия для земледелия крайне неблагоприятны, люди больше дума­ют о своей свободе, чем об урожае, и поэтому в этих странах отсутствует деспотическая форма правления. Та­ким же образом Монтескье объясняет и другие социаль­ные явления (торговлю, гражданские законы, междуна­родное право и т.д.).

В развитии идей географического детерминизма важную роль сыграл также и Л.И. Мечников. Исследуя причины возникновения человеческих цивилизаций, главное внимание он обращает на географи­ческую среду, которая, по его глубокому убеждению, играет решающую роль в их формировании и генезисе. «В жарком поясе, писал он, — несмотря на его роскошную флору и фауну, до сих пор также не воз­никло прочной цивилизации, которая занимала бы по­четную страницу в летописях человечества. Здесь причи­на этого кроется в самом факте, так сказать, излишнего развития органической жизни во всех ее формах, это изобилие жизни служит в ущерб развитию энергии и ум­ственных способностей у населения; жители жаркого пояса, получая в изобилии и почти без всяких координи­рованных усилий со своей стороны все необходимое для материального благоденствия, по этой самой причине лишены единственного стимула к труду, к изучению ок­ружающего мира и к солидарной, коллективной деятель­ности» (Мечников Л. Цивилизации и великие исторические реки. М., 1995. С. 273).

Другим занимающим Мечникова предметом является свобода человека, так как свобода, с его точки зрения, представляет главную характерную черту цивилизации. Развитие свободы он также связывает с наличием соответствующих географических условий, которые, как он пишет, оказывают решающее воздействие на форми­рование различных видов деятельности людей, в частно­сти на кооперацию. Там, где по выражению русского ученого, существует «кооперативная солидарность», имеет­ся больше возможностей для свободы и меньше для воз­никновения деспотических форм правления. Деспот, под которым Л.И. Мечников подразумевает и царя, и воена­чальника, и жреца – словом, любого, кто проявляет авторитарно-властные устремления в отношении других людей, имеет место там, где ему нет отпора и люди, лишенные кооператив­ной солидарности, безропотно ему подчиняются.

В богатом готовыми ресурсами тропическом климате напряжённый труд не является необходимым условием для зарождения цивилизации и её про­гресса. Такие стимулы существуют лишь в условиях умерен­ного климата, поскольку природа там ничего не дает людям в готовом виде. Этим и объясняется возникновение цивилизаций в умеренном поясе. Особую роль здесь играет наличие больших полноводных рек, которые Л.И. Мечников считал основным фак­тором, определявшим развитие циви­лизации. «Четыре древнейшие великие культуры все за­родились и развились на берегах великих рек. Хуанхэ и Янцзы орошают местность, где возникла и выросла ки­тайская цивилизация; индийская, или ведийская, культу­ра не выходила за пределы бассейнов Инда и Ганга; ас­сиро-вавилонская цивилизация зародилась на берегах Тигра и Евфрата – двух жизненных артерий Месопотамской долины; наконец, Древний Египет был, как это ут­верждал еще Геродот, «даром» или «созданием» Нила» (Мечников Л.И. Цивилизации и великие исторические реки. М., 1995. С. 328-329).

При общем сравнении Древнего Запада и Древнего Востока Л.И. Мечников делает вывод, что преимущества Запада главным образом объясняются географическими условиями жизни населяющих его народов, способствующими развитию у них предприимчивости и настойчивости в достижении поставленных целей. Обратным проявлением всё той же зависимости может служить «инертность», характерная, как полагает Мечников, для обитателей Индии.

 Следующий шаг в развитии цивилизаций Мечников связывает с освоением океанов. Возникновение океанской цивилизации начинается с открытия Америки. Русский ученый разделяет точку зрения, согласно которой демаркационной линией между Средними веками и Новым временем является открытие Колумбом Нового Света.

Следует подчеркнуть, что в развитии исторической науки сторонники географического детерминизма сыграли известную положительную роль. Во-первых, признавая определяющую роль географиче­ской среды в историческом процессе, они тем самым по­казали, что детерминанты общественного развития следует искать на земле, а не на небе, как это делали и делают теологи. Во-вторых, многие их идеи очень актуаль­ны в наше время, когда, как уже выше отмечалось, мир переживает глубокий экологический кризис и когда не­обходимо беречь природную среду, от которой в конеч­ном счете зависит жизнь и дальнейшее существование человечества. Вместе с тем нельзя не отметить, что они не учитывали качественного своеобразия общества и все объясняли лишь географическими условиями.

Рекомендуемая литература

Гобозов И.А. Введение в философию истории. М., 1993.

Мечников Л.И. Цивилизации и великие исторические реки. М., 1995.

Монтескье Ш.-Л. О духе законов. // Избранные произведения, М., 1955.

Семенов Ю.И. Философия истории. М., 2003.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.