Зарегистрироваться

Социальная организация

Категории Социальная антропология | Под редакцией сообщества: Социология

Эта версия статьи от 06 Октябрь 2010 09:24, редактировал Кравченко Альберт Иванович
Список всех версий Перейти к списку версий
Перейти к последней версии

Социальная организация – закрытая иерархическая структура, создаваемая ради выполнения конкретных задач и обладающая формальной статусно-ролевой и ценностно-нормативной системами.

Ярким примером служит родоплеменная организация, где родственная структура представляет собой:

  • а) закрытую систему, обеспечиваемую иногда правилом эндогамии (жениться только на представителях своего племени);
  • б) иерархическую статусную систему, где обладатель статуса «отец» возглавляет социальную пирамиду и распределяет функциональные обязанности между носителями других родственных статусов;
  • в) экономическую корпорацию, выполняющую все необходимые виды трудовой деятельности ради обеспечения материального существования;
  • г) социокультурную единицу, где единство и солидарность поддерживаются устойчивой системой традиций, ценностей, правил и ритуалов.

Еще более ранняя форма социальной организации именуется у западных антропологов band – это небольшая по численности (от 30 до 50 человек) группа охотников и собирателей, связанных кровными узами, отсутствием строго разделения труда и статусной иерархии.

Примером служит группа тасадаев из 25 охотников-собирателей, живущая в дождевых лесах Филиппин и первый раз вступившая в контакт с западной цивилизацией в 1971 г. Они жили в пещерах, пользовались каменными орудиями. Тасадаи сохранили все признаки дописьменной культуры: собирательство как основной способ добывания средств существования; распределение принятия решений между всеми взрослыми; четкие правила, регулирующие, кому и за кого выходить замуж; система верований, которые объясняют, как они попали в пещеры и какое будущее их ожидает. В подобных сообществах мужчины и женщины выполняли скорее всего одинаковые задачи — находили пищу и воспитывали детей — с минимальным разграничением социальной власти по признакам пола. Разумеется, их выживание было невозможным без кооперации и пропорционального распределения пищи. В лексиконе тасадаев не было слов, обозначающих врагов, войну, враждебность{ref:r1}.

Социальная организация человечества на протяжении многих тысяч лет строилась на фундаменте родственных отношений и системы родства. Отношение к старшему в роде выстраивало социальную иерархию, отношение к умершим предкам лежало в основании религиозных культов, системы нравственных ценностей и духовных практик. Социальный статус индивид обретал только внутри или благодаря системы родства – вне ее он считался социальным изгоем.

Родственные отношения строились на трех принципах:

  1. биологического родства – происхождение от единого предка;
  2. брачного союза – объединение некровных родственников в один семейный клан благодаря легитимизированным нормам;
  3. фиктивного родства, когда индивид становится родственником через приёмного родителя, крестничество или товарищество.

Третий тип родственных отношений распространён во многих районах Южной Европы, в Латинской Америке, среди испаноязычного населения США, у народов Северного Кавказа и у арктических народов.

В традиционном обществе брак не считается частным делом брачующихся. Союз мужчины и женщины, выбор супругов, сохранение прочности брачного союза и деторождение являются обязанностью обоих родственных коллективов и выступают важными элементами социальной организации. Свадебный обряд означает общественное признание вновь образуемой семьи.

В традиционном обществе система родства, подобно паутине, охватывала всю деревенскую общину. Вне ее не существует ни индивида, ни семьи. Традиционная община - это по существу расширенная и территориально организованная система родства. Пример такой системы – поселения индейцев племени Кламат (Klamath). Деревни, расположенные у подножия Каскадных Гор Южного Орегона (США), состоят из одной или нескольких билатеральных расширенных семей, возглавляемых наиболее состоятельным и влиятельным человеком (лаки). Домохозяйство строится и ведется на достаточно гибких принципах. Оно может включать нуклеарную семью старшего сына или дочери, их братьев и родственников, родственников его жены или жен, престарелых родителей и друзей. О размерах деревень судить трудно. Однако антропологи, изучившие 70 деревень народности Кламат и 1000 человек, обнаружили, что средняя численность деревни – 14 человек. Родственная система строилась скорее на эндогамии, чем на экзогамии. Желательным, но не обязательным механизмом выступали:

  1. полигиния,
  2. сорорат (брак с несколькими сестрами),
  3. левират (брак вдовы с молодым братом мужа){ref:r2}.

Будучи общетеоретическим понятием, социальная организация описывает любое структурированное сообщество, взаимодействующую совокупность или взаимосвязанное множество отношений между людьми. Таково социологическое наполнение категории. Но к социологическому содержанию понятия может добавиться антропологическое, социобиологическое или этиологическое, и тогда уже речь пойдет не только о людях, но и о животных. Прежде всего, о тех, в чьей деятельности прослеживаются элементы коллективного взаимодействия и организации. Действительно, термин «социальная организации» употребляют также и при характеристике социальных животных. Особенно среди них выделяют социальных насекомых. Несмотря на относительную простоту организма отдельных насекомых (как пчел, так и муравьев), и незначительные возможности их мозга, образуемый ими социум представляет собой весьма сложную систему, отличающуюся исключительной прочностью и слаженностью функционирования.

Категория социальной организации относится как к человеческому обществу в целом, так и к отдельным ее подсистемам, обладающим признакам организованности, например производству, здравоохранению, образованию, семье, профсоюзам или социальному контролю. Она может относиться к мировому сообществу в целом либо к крупным международным объединениям, таким как Римская католическая церковь.

Социальная организация, будучи очень широкой категорией и охватывая такой масштабный список явлений, является очень гибкой. У животных и людей существуют различные типы социальной организации. Внутри каждого из двух видов живых существ, в зависимости от рассматриваемой популяции и исторической фазы ее развития, также отмечен свой собственный, непохожий на других, вид социальной организации. Известно, что социальная организация пчел, муравьев и термитов – разная. Она разнообразится даже внутри семейства пчел или муравьев у разных видов, скажем, муравьев-амазонок и лесных муравьев. У каждого народа, у каждой страны на Земле – свой тип социальной организации. Даже у одного народа в разные исторические периоды вид социальной организации не обязательно один и тот же.

Понятие социальной организации, если рассматривать человеческое общество, применимо по отношению даже к небольшой группе, включающей двух и более индивидов, например семье или клике{ref:r3}. Вместе с тем оно характеризует также большие социальные группы, насчитывающие миллионы людей.

Брак – один из видов социальной организации, которая устанавливает и упорядочивает отношения между полами через систему социальных норм, прав и обязанностей. В животном мире нет социальных норм, регулирующих отношения между полами. Поэтому в нем можно встретить лишь биологические аналоги брака и семьи. Тем не менее, взаимоотношения и взаимодействие между животными, как индивидуальными, так и коллективными, регулируются известными нормами и правилами, напоминающими социальные, но таковыми по своей сути не являющимися. У них есть особое название – эвсоциальные отношения.

Социальная организация – вслед за всем человеческим обществом – претерпела известную эволюцию, в ходе которой наиболее отчетливо изменялись два ее параметра – численность и сложность (см. рис.1).

 

 

Рис. 1. Эволюция социальной организации и общества

 

В зависимости от числа членов организации все человеческие сообщества, существовавшие раньше и существующие сегодня, можно расположить на некотором континууме, начиная с наименьших по численности и наиболее простых по организованности и заканчивая многочисленными и сложно организованными.

На одном полюсе, его называют микросистемным уровнем, окажется семья, основанная на системе родства и существующая как у людей, так и у животных. Это историко-эволюционная универсалия.

В середине ХХ в. в Австралии обнаружена группа первобытных людей, названная Пинтупи – коренная народность, одна из последних, с кем вступили в контакт австралийцы. Она относится к культуре охотников и собирателей. Скудная растительность вынуждала людей постоянно передвигаться в поисках питьевой воды. Не имея транспортных средств и не умея хранить пищу, группы охотников и собирателей, составлявшие народность Пинтупи, оставались немногочисленными и насчитывали по две-три семьи{ref:r4}.

Каждая группа вела автономный образ жизни. Но они очень часто встречались, поскольку на ограниченной территории их обитания источников воды было очень мало. В результате все хорошо знали друг друга, семьи переплетались взаимными браками и кровной связью. Тем не менее они не воспринимали себя как единый народ — то ли были чрезмерно рассредоточены, то ли не были объединены единой формальной властью.

Представители народности Пинтупи отождествляли себя с местом миграции. Они говорили о себе: «мы – люди с запада» или «мы – люди с севера». Поскольку брачные пары легко переходили из одной группы в другую, устойчивых социальных формирований не существовало: семьи взаимопроникали друг в друга.

Пища и вода в одном месте быстро иссякали, потому народ Пинтупи находился в постоянном движении. Типичный пинтупиец хорошо знал район на 200 миль вокруг. Столько же примерно знает современный житель Нью-Йорка или Амстердама. В его голове нет целостной схемы местности, лишь приблизительно он знает, что находится к северу или на востоке от себя.

У людей Пинтупи существует разделение труда по признаку пола% мужчины занимаются охотой, а женщины – собирательством. Не мясная пища составляла 60-80% дневного рациона, т.е. являлась продуктовой базой жизни. Напротив, результаты охоты всегда непредсказуемы. Но в те дни, когда охота оказывалась удачной, мясо доставалось в первую очередь семье самого охотника, а затем распределялось среди остальных членов группы.

На противоположном, макросистемном, полюсе размещены крупномасштабные социальные организации, охватывающие многомиллионные общества в развитых странах и моровую систему в целом.

Различие между двумя типами социальной организации – микро- и макросистемными – заключается в том, что крупномасштабные организации, как правило, состоят из совокупности средне- и маломасштабных организаций, которые получают в рамках объединяющей их организации ту или иную степень автономии. Напротив, микросистемные организации не дробятся и не состоят из более мелких организационных единиц. Таким образом, макросистемные образования мы можем называть многосоставными, а микросистемные организации – односоставными. В результате у вторых есть два свойства - быть самостоятельными, неразложимыми социальными атомами, либо быть включенными в состав более крупного образования.

Согласно идеям Н.Н.Моисеева, развитие человечества, начиная с верхнего палеолита, происходило преимущественно в виде совершенствования форм общественной организации. Занимая одну и ту же экологическую нишу, племена конкурировали между собой, и те из них, чья организация более подходила к данным условиям, вытесняли менее приспособленных. В социогенезе постоянно действовал закон неравномерности стихийного развития. Племена, отстававшие в культурном отношении и потому вытесненные со своих угодий более сильными конкурентами, нередко оказывались в менее благоприятных условиях, стимулировавших, однако, их дальнейшее развитие. Если таким племенам удавалось приспособиться к новым условиям, особенно с помощью новых технологий, они начинали быстро прогрессировать и в итоге обгоняли своих в прошлом более сильных соперников. Ведущим фактором социогенеза, с точки зрения Н.Н.Моисеева, выступали особенности организации и социальной структуры племени, а не интеллект и личностные качества, такие как доброта или сочувствие к ближнему{ref:r5}.

В истории первобытного общества выделяют три эпохи:

  1. первобытного стада, или праобщины – самая протяженная;
  2. первобытной родовой общины (начинается в верхнем палеолите и заканчивается к эпохе раннего металла);
  3. эпоха первобытной соседской (протокрестьянской) общины.

В эпоху первобытного стада человек выделяется из животного мира. В 2009 г. аpxeoлoги Teль-Aвивcкoгo (Изpaиль) и Apизoнcкoгo (CШA) yнивepcитeтoв пpeдcтaвили peзyльтaты изyчeния кocтeй живoтныx, cъeдeнныx в эпoxy нижнeгo пaлeoлитa, 200–400 тыc. лeт нaзaд. Mнoгoчиcлeнныe зapyбки пoзвoляют пpeдпoлoжить, чтo 200-400 тыc. лeт нaзaд opгaнизaция oбщecтвa нe имeлa cтpoгoгo oфopмлeния: люди oxoтилиcь cooбщa и cooбщa paздeлывaли тyшy. Ecли в тo вpeмя и были лидepы, oни eщe нe зaнимaли cтoль яpкo выpaжeннoгo пoлoжeния, кaк в бoлee пoздниe вpeмeнa. Бoлee пoздниe нaxoдки, oтнocящиecя к cpeднeмy и вepxнeмy пaлeoлитy, cвидeтeльcтвyют o тoм, чтo возникает специализация в распределении пищи: paздeлкoй и гoтoвкoй тyши зaнимaлиcь oдин-двa чeлoвeкa. Boпpoc oб oxoтe в эпoxy нижнeгo пaлeoлитa ocтaeтcя диcкyccиoнным. Mнoгиe yчeныe cчитaют, чтo пepвoбытныe люди были пaдaльщикaми.

Основной формой социальной организации охотников и собирателей – самого древнего периода эволюции общественной структуры – выступала немногочисленная группа, по численности не превышающая одной сотни человек, объединенных родственными или супружескими связями. Размер группы варьируется в разных культурах и в разное время года. Зарубежные антропологи называют их band (группа).

Между двумя полюсами организационного континуума расположено множество переходных типов, различающихся своими размерами. В большинстве своем это среднемасштабные социальные организации, как например политические партии, промышленные предприятия или правительственные учреждения.

В итоге мы получили не два, а три типа социальной организации. Крупномасштабные организации, к примеру, общество и мировая система, в качестве составных элементов, которые конституируют это целое, выступают только формальные организации меньшего масштаба. Неформальные организации, скажем, дружеская компания, не являются конституирующими элементами. Общество как социальная организация может включать в себя средне- и маломасштабные структуры, приобретшие формальные права, дарованные обществом для выполнения позитивных функций: политические партии, социальные институты, экономические или образовательные учреждения.

Примером социальной организации служат семья, политическая партия, преступная группа, правительственное учреждение, сталелитейная компания, симфонический оркестр, футбольная команда. На внешнюю угрозу организация отвечает усилением внутренней сплочённости. К социальным организациям не относятся расы и этнические группы (у них нет программы), социальные классы (нет чётко выраженной коллективной идентичности, самотождественности и списка, даже приблизительного, членов). Государство относится к социальным организациям, а нация – нет.

Социальные организации обладают такими чертами, которые напоминают свойства других типов коллективностей, например, статусные иерархии в социальных организациях и в социальных классах чем-то сходны. Но в организации высший, равный и низший статусы очень точно предопределены как должности. Понижение и повышение в должности иногда резко меняет поведение человека, круг его обязанностей, рабочее место. Ничего этого нет в системе социальной стратификации общества. По отношению к социальному классу или социальному слою нельзя точно сказать, занимает индивид более высокое место, чем другой (инженер или учитель) или нет. Такие оценки всегда приблизительны, субъективны.

Эволюцию социальной организации нужно рассматривать на примере трех основных форм:

  1. организация социальных животных (муравьев, пчел, термитов),
  2. примитивная организация пред- и пралюдей,
  3. собственно человеческая организация, в том числе в сложных обществах.

Для второй и третьей форм социальной организации характерна неустойчивость персонала, межгрупповая мобильность – будь то небольшая группа охотников-собирателей или современная бригада строителей. К примеру, семейные группы бушменов Сан в Калахари основное время года сохраняют постоянный состав. Однако несколько раз в год они могут собираться для совместной охоты, отправления ритуалов, пополнения запасов воды у редких в этой пустынной местности колодцев и менять свой состава, переходя из одной группы в другую. Встречи семей подчиняются сезонным ритмам: они происходят только во время засухи. Смена членства возможна несколько раз в течение жизни. Человек может родиться, например, в группе, где у его матери есть родня. Позже его семья может перейти в другую группу, где живут родственники отца. Поскольку группы экзогамны, его родители могут происходить из двух разных групп, а родители родителей – из четырех. Люди могут быть связаны с любой группой, где имеются родственные либо супружеские узы. Пара может жить в группе, либо перемещаться между группами мужа и жены{ref:r6}.

Пигмеи Мбути (Заир, Центральная Африка), живут в густых лесах, где воды, съедобных растений и дичи в избытке. Постоянных домов у охотников и собирателей нет, временные жилища, которые без сожаления бросаются, когда группа снимается с места, изготовляют из листьев и веток. Передвигаясь в поисках пищи, они задерживаются на своих стоянках не больше одного месяца. Живут Мбути небольшими группами по 4-5 семей, состав которых более или менее постоянный, но любой человек или семья может беспрепятственно покинуть исходную ячейку и присоединиться к другой. Группами никто не управляет, вождей нет, а неформальный лидер (старейшина) выполняет одну функцию – разрешает конфликты и споры.  Если примирения не достигнуто, группа распадается, а ее члены присоединяются к соседям{ref:r7}.

Исторически эволюция социальной организации определялась несколькими фундаментальными факторами, а именно: переходом к прямохождению, возникновением речи, добыванием огня, приручением животных, окультуриванием растений, переходом к оседлости, усовершенствованием орудий труда и технологии производства, изобретением календаря и использованием диеты.

В табл. 1 представлена эволюционная цепочка, которая и привела, в конечном счете, к возникнове­нию первой формы настоящего общества – первобытной общины, а также к более поздним и совершенным формам социальной организации. Нетрудно убедиться, что это был нелинейный процесс, в котором каждый последующий этап был менее продолжительным, чем предыдущий (в дальнейшем мы не раз столкнемся с этой закономерностью).

Таблица 1

Эволюция социальных организаций

Последовательные типы социальной организации

Время образования

1. Стадо предлюдей (обезьянолюдей)

5,5 млн лет назад

2. Разложение стада предлюдей

2 млн  лет назад

3. Стадо людей (праобщина), локальная группа

1,5 млн лет назад

4. Первобытная община (род и племя)

40 тыс. лет назад

5. Соседская община, вождество

10 тыс. лет назад

6.Раннее государство

5 тыс. лет назад

 

 

Стадо предлюдей (“пралюдей”) представляло собою относительно большую (от 40 до 500 особей), но недостаточно устойчивую группу, члены которой могли образовывать лишь небольшие постоянные микрогруппы (тандем и гарем). Члены таких группировок держались вместе и поддерживали практически непрерывные отношения, знали друг друга и отличали “своих” от “чужих”. Базовую устойчивую ячейку стада, которое все еще оставалось весьма аморфным, образовывали не столько отцовско-материнские, сколько материнско-детские группы.

 

 



Headland Thomas N. (ed.). The Tasaday controversy: Assessing the evidence // American Anthropological Association Scholarly Series, 28. Washington, D.C.: American Anthropological Association, 1992.

The Klamath Indians of Southern Oregon Cascades. 2008 // www.nps.gov .

Lenski G. Human societies. A macrolevel introduction to sociology. N.Y: McGraw Hill Book Co., 1970. Р. 39.

 

См.: Hess B.B., Markson E.W., Stein P.J. Sociology / Forth edition. — N.Y.: Macmillan Publishing Co., 1991. P. 54-55.

См.: Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М., 1990.

Kottak, Conrad Philip. Anthropology: The Exploration of Human Diversity. N.Y: McGraw-Hill, Inc. 1994. Р. 226-228.

Turnbull C. M. The Mbuti Pygmies: Change and Adaptation. New York, 1983

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.