Зарегистрироваться

Устав

Категории Специальные исторические дисциплины | Под редакцией сообщества: История

Устав – название одного из типов славяно-русского кириллического письма.

В понятии «устав» зафиксирован определенный этап развития кириллического письма. Понятие используется в отечественной палеографии для систематизации индивидуальных почерков XI – начала XV вв., преимущественно книжных, по их самым общим характеристикам.

Название типа письма происходит от слова «устав», что означает «правило, образец» Сначала слово было принадлежностью профессиональной лексики книжников. Самое раннее употребление терминов «устав», «уставное письмо», «книжное уставное письмо» встречается в описях книг русских монастырских и церковных библиотек XVI в.[1]. В понятийный аппарат палеографии термин «устав» вошел XIX в.

Типологические свойства устава

В славянской письменности устав появился под влиянием греческого унициального письма, которое характеризовалось прямыми, раздельно написанными буквами. Древнерусские уставные рукописные книги XI – начала XIV вв. демонстрируют сходство почерков, которыми они написаны. Оно было обусловлено тем, что любую букву требовалось писать по обязательному, заранее установленному образцу, строго сохраняя форму и положение композиционных элементов буквы. Эта установка порождала типологические свойства устава, к числу которых относятся: 1) рисованность и монументальность букв, достигавшиеся тщательным и четким выписыванием всех деталей в рисунках букв; 2) геометричность букв, которые можно вписать в квадрат или четырехугольник; 3) начертание букв преимущественно в строке без выступа деталей над и под строкой; 4) отсутствие наклона букв по отношению к строке; 5) пробелы между буквами в словах; 6) строгое чередование толстых и тонких линий в рисунке одной и той же букве.

 

Варианты уставного письма

Вместе с тем при тщательном изучении индивидуальных уставных почерков обнаруживаются их варианты. В рамках устава существовало каллиграфическое и обычное (некаллиграфическое) письмо. Иногда эти варианты встречаются даже в одной рукописи. Примером может служить «Остромирово евангелие» (1056-1057 гг.). Обращение его писцов к определенному варианту зависело от назначения текста. Так, тексты, предназначенные в «Остромировом евангелии» для чтения вслух, написаны крупными каллиграфическими буквами, а заголовки небольших разделов в книге, а также тексты справочного характера – мелкими и немного небрежными буквами. На качество письма, безусловно, влияли и индивидуальные возможности писцов, поэтому при общей установке на строгое уставное письмо в конкретных рукописях обнаруживается разный уровень его каллиграфичности.

В древнерусском уставном книжном письме отмечаются и другие варианты почерков: прямые и наклонные, узкие и широкие.

Как вариант устава часто оценивается письмо берестяных грамот XI–XV вв.  

 

Проблема датировки уставных памятников

Большинство уставных книг не имеет указаний на точное время их написания. Для датировки таких текстов палеографы используют результаты изучения эволюции устава на протяжении XI – начала XV столетий. О сложностях определения времени написания уставных недатированных источников писал крупнейший специалист в области палеографии уставных рукописных книг В.Н. Щепкин: «…Распределение памятников по векам есть в сущности искусственный прием, нарушающий наглядность постепенной эволюции начерков: поле отдельных примет очень различно: одни приметы обнимают век, другие – полвека, третьи – полтора. Кроме того, поле различных примет нередко пересекается пограничными линиями веков: почерки конца XI в., особенно почерки простые, очень похожи на почерки первой половины XII в., а почерки второй половины XII в. – на почерки начала XIII в.»[2]. Поэтому для надежного решения вопроса о датировке недатированного уставного книжного текста важны не только графические изменения отдельных букв, но и орфографические изменения, связанные с развитием языка. Помимо этого, при датировке учитываются результаты анализа художественного оформления книги.

 

Уставные рукописные книги

Самые ранние древнерусские уставные памятники относятся к XI в. Выдающимся памятником древнерусской книжной культуры является Остромирово евангелие 1056–1057 гг. Эта древнейшая из числа точно датированных древнерусских книг была создана несколькими писцами, миниатюристами и оформителями. Сохранилось еще несколько древнерусских книг XI в. с указанием времени их написания: Изборник Святослава 1073 г., Изборник 1076 г., Архангельское евангелие 1092 г., Минея служебная (сентябрь) 1095 – 1096 гг., Минея служебная (октябрь) 1096 г, Минея служебная (ноябрь) 1097 г. По палеографическим приметам еще около полутора десятков древнерусских книг относятся к XI в.

В последующее время количество книг, написанных уставом, возрастало от столетия к столетию. Среди них такие ценные памятники древнерусской книжности, как Мстиславово евангелие (до 1117 г.), Юрьевское евангелие (1119–1128 гг.), Галицкое евангелие (1144 г.), Апостол толковый (1220 г.), Киевская Псалтырь (1397 г.) и т.д. Эти и другие точно датированные рукописные книги служат основой для изучения эволюции кириллической графики, и в частности устава как типа письма.

С середины XIV в. каллиграфическое уставное письмо стало принимать более свободные формы. Стремясь ускорить свою работу, книгописцы упрощали рисованные и монументальные начертания устава. В некоторых рукописных книгах рубежа XIV–XV вв. соединялись разнородные временные и типологические признаки: с одной стороны, черты позднего устава, а с другой – черты полуустава, пришедшего на смену уставу. Смена устава полууставом была предопределена нарастанием объема книгописания и постепенным переходом при создании книг с пергамена на бумагу, появившуюся на Руси в середине XIV в.

Крупное торжественное письмо рукописных книг XV–XVII вв., старательно написанных на бумаге, а не пергамене иногда называют «новым уставом».

Графику уставных памятников изучали И.И. Срезневский, В.Н. Щепкин, Н.П. Каринский, Л.П. Жуковская, Л.В. Милов, О.А. Князевская, А.А. Турилов и другие филологи и историки.

 

Рекомендуемая литература

Круглова Т.А. К вопросу о становлении русского книжного письма XV века

Муравьев Анатолий Васильевич. Палеография. Сборник снимков с русского письма XIXVIII вв.

 

 


Ссылки

  1. Кукушкина М.В. Монастырские библиотеки Русского Севера: Очерки по истории книжной культуры XVI – XVII вв. Л., 1977. С. 119 – 120.  ↑ 1
  2. Щепкин В.Н. Учебник русской палеографии. 3-е дополненное изд. М., 1999. С. 126.  ↑ 1

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.