Зарегистрироваться

Когнитивная психология

Категории Когнитивная психология | Под редакцией сообщества: Психология

Эта версия статьи от 08 Февраль 2011 18:13, редактировал Шмелев Александр Георгиевич
Список всех версий Перейти к списку версий
Перейти к последней версии

Когнитивная психология (от лат. сognoscere –  познавать, воспринимать, знать) - одно их основных направлений современной научной психологии. Тематика работ по КП включает весь спектр традиционных для экспериментальной психологии вопросов, связанных с изучением познавательных процессов – восприятия, внимания, памяти, обучения, воображения, речи, мышления, а также состояний сознания, эмоций и мотивации человека.

История развития

КП возникла первоначально в середине 20-ого века в связи с необходимостью решения практических задач оптимизации взаимодействия человека с техническими системами и поддержки процессов обучения (инженерия человеческих факторов, инженерная психология, эргономика, педагогика). Эти задачи не могли быть решены в рамках типичных для того периода узких, ориентрированных на лабораторные эксперименты с животными исследований. В отличие от бихевиоризма и физиологии высшей нервной деятельности (И.П. Павлов и его школа), КП не только вновь поставила психологические (менталистские) понятия в центр исследований, но и допустила возможность использования данных самонаблюдения (интроспекция). Последние, однако, не рассматриваются в КП как самодостаточные и требуют подтверждения и объяснения с помощью применения других, более объективных экспериментальных процедур (методологический принцип т.н. «конвергирующих операций»).

Предшественники

К числу непосредственных предшественников КП можно отнести прежде всего представителей гештальтпсихологии (т.н. берлинская школаМакс Вертхаймер, Карл Дункер, Вольфганг Кёлер, Курт Левин), европейских исследователей интеллектуального развития ребенка (Карл Бюлер, Л.С. Выготский, Жан Пиаже), а также и отдельных представителей необихевиоризма, признававших существование внутренних репрезентаций окружения (по типу открытых американским необихевиористом Эдвардом Толменом у крыс ”когнитивных карт”). Важную роль сыграл нейропсихологический анализ нарушений познавательных функций и речи, где следует отметить выдающийся вклад А.Р. Лурия, Дональда Хэбба и Р.О. Якобсона). В середине 20-го века в результате компьютерной революции и в связи с лингвистическими работами Ноама Хомского, продемонстрировавшими возможность алгоритмического подхода к описанию синтаксиса речи, анализ внутренних психических процессов перестал быть методологически сомнительным и практически сразу же заменил исследования бихевиористского типа. Начало компьютерного моделирования процессов решения задач человеком в рамках работ по искусственному интеллекту ( Аллен Ньюэлл, Герберт Саймон) воспринималось как прямое продолжение исследований в Вюрцбургской школе психологии мышления (Отто Зельц). Первое учебное руководство по КП, автором которого стал американский психолог и специалист в области распознавания образов Улрик  Найссер, вышло в свет в 1967 году.

Ранний период

Центральное место в ранний период развития КП занимали исследования внимания и в особенности памяти. На базе т.н. «компьютерной метафоры» структура познавательных процессов у человека трактовалась по аналогии со структурой переработки информации в универсальном вычислительном устройстве. Внимание рассматривалось при этом как разновидность электромеханического фильтра, осуществляющего отбор поступающей информации по сенсорным признакам (Дональд Бродбент), а память – как цепочка блоков удержания информации на тот или иной срок. Чаще всего в этих исследованиях рассматривалась структура памяти, состоящая из трех таких структур: блоков очень кратковременного (сенсорная память), кратковременного (первичная память) и долговременного (вторичная память) удержания информации (Ричард Аткинсон, В.П. Зинченко). Эти представления претерпели со временем значительные изменения. Так, вместо представления о кратковременной памяти, опирающейся на процессы внутреннего повторения вербальной информации, было введено понятие « рабочая память», предполагающее существование нескольких различных механизмов оперативного сохранения и преобразования материала, в частности, невербальное повторение (Ален Бэддели).

Современность

С конца 1980-х годов КП стала частью более широкого междисциплинарного движения, получившего название когнитивная наука. Это, прежде всего, привело к расширению методического арсенала исследований. Наряду с оценкой точности и скорости решения задач (т.н. ментальное хронометрирование) в экспериментах стали широко использоваться разнообразные нейрофизиологические методы, к которым в настоящее время добавляются методы нейрогуморальных и молекулярно генетических исследований. Важную роль продолжает играть компьютерное моделирование исследуемых процессов, для которого в последние годы часто используются искусственные нейронные сети (neural networks). Содержательно в центр внимания исследователей выдвинулись вопросы развития, индивидуальных и межкультурных различий, социального взаимодействия и мозговых механизмов соответствующих когнитивных процессов.

Благодаря новым методам функционального трехмерного картирования работы мозга (ПЭТ, фЯМР и др.) к началу 21-го века были значительно уточнены классические представления нейропсихологии о локализации психических функций, выявлены отдельные компоненты нейрофизиологических механизмов, лежащих в основе наиболее сложных из них - целеполагания, самоконтроля и рефлексивного сознания. Одним из результатов стало описание множественности форм ранее казавшихся едиными познавательных процессов. Так, было выявлено существование, как минимум, трех различных систем внимания (системы первоначального возбуждения, пространственной ориентировки и когнитивного контроля - Майкл Познер), нескольких систем памяти (в том числе, системs процедурной и декларативной, в частности, семантической и эпизодической, памяти - Ларри Сквайр, Эндел Тулвинг), двух систем восприятия (пространственной локализации и идентификации объектов – Колуин Триварзен, ), двух систем мышления (интуитивное и рациональное - Даниел Канеман) и воображения (репродуктивное и творческое, продуктивное).

Все более важной становится поэтому концептуальная интеграция накопленных данных на теоретической основе, преодолевающей фиксацию на традиционных описаниях функций внимания, памяти, мышления и т.д. Возможный подход связан с выделением нескольких эволюционных уровней организации процессов познания – задача их эволюционной стратификации (Н.А. Бернштейн, Б.М. Величковский). Еще одна актуальная задача КП состоит в повышении т.н. экологической валидности проводимых исследований, что могло бы позволить выявить реальный потенциал познавательных возможностей человека и более успешно использовать результаты психологических исследований на практике. Здесь заметную роль начинает играть использование новых технических средств и технологий. К их числу относиться, например, технология виртуальной реальности, позволяющая не только создавать живую иллюзию пребывания в предметном пространственном окружении, но и реализовывать на этой основе разнообразные динамические сценарии естественной деятельности человека. Для объективного анализа такой развернутой во времени деятельности при этом могут использоваться психофизиологические методы, а также регистрация макро и микроповедения человека, например, глазодвигательной активности.

В силу междисциплинарного характера большинства проблем КП, в ряде случаев область их исследования становится все более междисциплинарной и постепенно теряет собственно психологическую специфику. Например, при изучении восприятия и памяти наибольшее значение имеют сегодня нейрофизиологические исследования. Эти же подходы доминируют, наряду с этнолингвистическими исследованиями (см. когнитивная лингвистика) и математическими моделями, при изучении механизмов речи и их взаимодействии с мышлением. В ближайшем будущем следует ожидать дальнейшего усиления естественнонаучного звена подобных междисциплинарных исследований, а также их практической направленности, связанной с медицинскими, образовательными и техническими приложениями КП, в частности, при создании принципиально новых классов интерфейсов, позволяющих человеку эффективно работать с разнообразными техническими устройствами.

Рекомендуемая литература

Величковский Б.М. (1982). Cовременная когнитивная психология. М.: изд-во МГУ.

Андерсон, Дж.Р. (2002). Когнитивная психология. СПб: Питер.

Eysenck, M.W. & Kean, M.T. (2002). Cognitive psychology. London: Psychology Press.

Neisser, U. (1967). Cognitive psychology. New York: Appleton-Century-Crofs.

Velichkovsky, B.M. & Challis, B.H. (1999). An introduction to stratification in cognition and consciousness. In B.H. Challis & B.M. Velichkovsky (Ed.). Stratification in cognition and consciousness. Philadelphia: John Benjamins.

Величковский Б.М., Соловьев В.Д. (2008). Компьютеры, мозг, познание: Успехи когнитивных наук. М.: Наука.


Б.М. Величковский

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.