Зарегистрироваться

Технология потребительских товаров

Категории Технология потребительских товаров | Под редакцией сообщества: Технические науки

Технологии потребительских товаров – комплекс технологий, используемых в производстве потребительских (удовлетворяющих человеческие потребности непосредственно) товаров, отрасль материального производства, в котором (кроме технологий производства продовольственных продуктов) используются:

  • машиностроительные производства (в том числе для производства индивидуального транспорта: автомобильного, водного, авиационного),
  • химические производства (бытовая химия, ткани, посуда и т.д.),
  • производства бытовых приборов и машин и оказания бытовых услуг,
  • предприятия лёгкой промышленности (ткани, одежда) и др.

Благодаря массовому спросу на потребительские товары, характерному для современного потребительского общества, именно технологии потребительских товаров составляют основную часть экономик ведущих стран мира (Китая, Юго-Восточной Азии – как, в первую очередь, как производителей, с одной стороны, и США, Европейского Союза и России, в том числе, как основных потребителей, с другой стороны).

 История развития технологий потребительских товаров

При рабовладельческом строе гончарное и ткацкое дело, обработка металла, горное дело и другие ремесла стали основным занятием - ремеслом - определенной группы людей. Большую роль в выделении ремесла сыграло гончарное дело, развитие которого было связано с изобретением гончарного круга (рис.1) - приспособления, позволяющего производить глиняную посуду более правильной формы и с большей производительностью труда.

Рис. 1. Гончарный ножной круг.

Большие изменения произошли в производстве одежды. Если при первобытнообщинном строе одежду изготовляли из шкур животных, то теперь стали все больше и больше использовать различные ткани. Человек еще в глубокой древности умел из пальмовых листьев, лубяных волокон и стеблей травы плести корзины, циновки и другие изделия. Опыт корзиночноплетельного дела постепенно был перенесен в ткацкое ремесло. Важную роль в развитии текстильного ремесла сыграло изобретение веретена. Применение веретена позволило изготовлять длинную тонкую нить, равномерную по толщине.

Изобретение ткацкого станка позволило изготовлять различного вида ткани. Известно много разновидностей примитивных ткацких станков, широко использовавшихся в течение очень длительного времени. Развитие земледелия дало для производства тканей новое сырье: лен, коноплю, крапиву и др. Главным сырьем для получения как грубого и прочного холста, так и тонкой материи уже в Древнем Египте стал лен, который затем начал широко использоваться в Греции, Риме и других странах.

Рис. 2. Ткачихи. Деталь росписи из гробницы Хнумхетепа. XII династия.

Начиная с XI в., когда развитие производительных сил пошло более быстрыми темпами, в странах Западной Европы и на Руси стали создаваться крупные города и вновь возникать обособленные ремесла. Городское население состояло главным образом из ремесленников и купцов. Развивавшиеся в городах ремесла становились с течением времени все более доходными. Искусство ремесленников совершенствовалось.

 

 

 

Рис. 3. Ремесленники- кузнецы и ремесленник, работающий а ножном гончарном круге. Из гравюр И. Аммана.

Цехи являлись феодальной формой организации ремесла. На первых порах своего развития они играли положительную роль, способствуя укреплению и развитию городского ремесла. Однако, по мере того как росло производство и расширялись рынки сбыта, цехи все более превращались в тормоз развития производства. Хотя в XI—XV вв. был достигнут более высокий уровень развития производительных сил, но техника ремесла основывалась на ручном труде, в ремесле использовались орудия, приводимые в действие руками человека. Отсюда и произошло название ремесла: «рукомесло».

Рис. 4. Ремесленник по выделке домашней утвари и цех ремесленников по производству замков. Из гравюр И. Аммана.

Внутри мелкой ремесленной мастерской не было сколько-нибудь широкого разделения труда. Поэтому, когда с ростом и совершенствованием техники стало увеличиваться техническое разделение труда, оно происходило между отдельными мастерскими, а не внутри мастерских. Это приводило к увеличению числа профессий и цехов. В производстве тканей были заняты цехи шерстобитов, прядильщиков, ткачей. Таким образом, рост техники и специализации производства не изменял мелкого характера ремесла, а приводил к созданию все новых и новых цехов. В любом городе они насчитывались десятками, а в некоторых даже сотнями. В Париже в начале XIV в. было свыше 300 ремесленных цехов, объединявших 5,5 тыс. ремесленников.

Дальнейшее развитие технологий производства потребительских товаров стало возникновение мануфактур. Мануфактура возникла двумя путями. Первый путь — это объединение в одной мастерской ремесленников разных специальностей. Так, например, возникла каретная мануфактура, объединившая каретников, шорников, медников, работавших раньше самостоятельно. Второй путь — это объединение в одной мастерской ремесленников одной специальности, что было характерно для производства иголок. Первый принцип организации производства получил название гетерогенной мануфактуры, второй—органической мануфактуры.

Первые капиталистические мануфактуры возникли в текстильном производстве, что способствовало определенному техническому прогрессу в этой отрасли промышленности. Прежде всего необходимо указать на внедрение на полотняных мануфактурах самопрялки (рис. 5), позволившей значительно поднять производительность труда прядильщика. В XVI в. к самопрялке был присоединен ножной педальный механизм, в результате чего освободилась правая рука прядильщика, которой раньше он вращал рукоятку колеса. Это значительно улучшило качество ткани, так как прядильщик мог теперь двумя руками осуществлять операции крутки и намотки пряжи.

Рис. 5. Схема самопрялки

В технике ткачества полотняных изделий особых изменений в течение XVI—XVIII вв. не произошло. Во многих европейских странах широкое распространение получил так называемый фламандский ткацкий станок. Все остальные операции текстильного производства выполнялись вручную простыми орудиями труда. В суконной мануфактуре применялись почти исключительно ручные орудия труда. Поэтому весь технологический процесс зависел исключительно от личного мастерства рабочих. Суконные изделия вырабатывались двух видов: сукна из короткой и рыхлой шерсти и камвольные материи из жестких, длинных и извилистых волокон.

Крупнейшим изобретением в текстильном производстве явился вязальный станок, сконструированный в 1589 г. английским студентом В. Ли. Эта сложная машина, состоящая из сотни спиц, позволила приступить к производству чулок машинной вязки. Изобретатель, однако, не смог организовать чулочное производство у себя на родине и вынужден был переселиться во Францию, где в начале XVII в. он вместе со своим братом построил первые чулочные мастерские. После этого машинная вязка чулок распространилась и в других странах: в Англии, Голландии, Австрии, Саксонии.

В течение XVI и XVII вв. произошли значительные изменения в технике красильного дела. Уже в середине XVI в. в Европе начали применять индиго. В 1630 г. был изобретен способ окраски тканей в ярко-красный цвет.

Крупная машинная индустрия исторически сменила мануфактуру не сразу, а в течение определенного периода времени, различного в разных странах по длительности, так как капитализм победил во всех странах не одновременно. Англия является родиной машинного капитализма. Буржуазная революция в Англии, свершившаяся еще в XVII в., расчистила путь для развития капиталистических отношений и явилась прологом к промышленно-техническому перевороту в конце XVIII в.

Позже всех европейских стран на путь капиталистического развития вступила Россия. Феодально-крепостнические отношения в России мешали развитию производства и техники. Начало промышленного переворота в России относится к 30-м годам XIX в. Однако его развитие шло чрезвычайно медленно, по темпам далеко отставая от передовых стран Европы.

Первый этап промышленной революции был связан с появлением рабочих машин в текстильном производстве. Изобретение и распространение рабочих машин создали неограниченные возможности для расширения производства и его технического усовершенствования. Машины нового типа — рабочие машины стали внедряться прежде всего в текстильном производстве Англии. Текстильная промышленность была ведущей отраслью этой эпохи. Капиталистическая индустриализация начинается обычно с развития легкой промышленности. В легкой промышленности требуется меньше капитала, капитал оборачивается быстрее, чем в тяжелой, и, следовательно, скорее приносит прибыль. Только после накопления прибыли в легкой промышленности и сосредоточения ее в банках капиталисты начинают вкладывать капиталы в тяжелую промышленность.

В 1733 г. английский рабочий-суконщик Джон Кей (1704—1774) изобрел механический (самолетный) челнок (рис. 6), применение которого намного подвинуло вперед технику ручного ткачества. Кей предложил челнок-самолет для выработки широких тканей на ткацком станке, обслуживавшемся одним человеком.

Рис. 6. Ручной ткацкий станок.

Процесс прядения, так же как и ткачество, насчитывает несколько крупных технических усовершенствований. Важнейшим из них было изобретение первой рабочей машины. Честь ее изобретения принадлежит английскому плотнику и механику-самоучке Джону Уайатту (иногда Уайет) (1700 — год смерти неизвестен).

Рис. 7. Схема устройства челнока-самолета Кея (по патенту 1733 г.). 1 - направляющие, 2 - блоки, 3 - пружина, 4 - рукоятка, 5 - челнок.

В 1733 г. Уайатт построил модель прядильной машины (рис. 7), на которой «была выпрядена первая «хлопчатобумажная нить без помощи человеческих пальцев».

В 60-х годах XVIII в. в прядильном деле осуществляется целый ряд новых блестящих технических изобретений. Толчком к этим изобретениям послужил так называемый «прядильный голод», который был вызван усовершенствованием ручного ткацкого станка. С начала 60-х годов в хлопчатобумажной промышленности стал применяться челнок-самолет Кея. Производительность ручного станка, снабженного челноком-самолетом, увеличилась в два раза. Широкое внедрение его в производство создало огромную диспропорцию между ткачеством и прядением, где всецело господствовала старинная самопрялка. Прядильщики не успевали обслуживать ткачей. Выпуск хлопчатобумажных тканей замедлился. «Прядильный голод» побудил капиталистов спешно искать технические усовершенствования в прядильном деле.

Одним из первых задачу машинного прядения в 60-х годах XVIII в. решил ткач Джеймс Харгривс (1720—1778). Харгривс создал в 1764 г. вторую рабочую прядильную машину, назвав ее в честь дочери «дженни». Патент на нее он получил в 1770 г. (рис. 8).

Рис. 8. Машина Харгривса «дженни».

Прядильная машина Харгривса благодаря простоте своей конструкции, дешевизне изготовления и отсутствию механического двигателя получила широкое распространение в мелкой промышленности того времени. В 1788 г. в Англии уже насчитывалось 20 тыс. машин Харгривса, рассеянных по мелким прядильным мастерским и домам деревенских прядильщиков.

Однако машина «дженни» не могла полностью удовлетворить всем требованиям, предъявлявшимся технике прядения. «Дженни» имела существенные недостатки, причем главный из них заключался в том, что на машине Харгривса можно было производить только тонкое прядение, т. е. вырабатываемая на «дженни» пряжа не обладала большой крепостью. Механик Вуд, стремясь устранить эти недостатки, внес некоторые видоизменения в машину Харгривса. Он перенес зажимный пресс с каретки на неподвижную раму и установил веретена на двигающуюся каретку. Таким образом, лента (предмет труда) заняла пассивное положение, а роль веретена (рабочего инструмента) в машине была активизирована. Вуд назвал свою машину «билли». Она имела уже от 80 до 120 веретен (рис. 9).

Рис. 9. Машина Вуда «билли».

Дальнейшее очень значительное усовершенствование прядильной машины связано с именем ткача Самуэля Кромптона (1753—1827). В период с 1774 по 1779 г. Кромптон сконструировал станок, в котором соединил вытягивающие валики машины Аркрайта и веретенную каретку машины «билли». В станке было вначале 400, а впоследствии 900 веретен. Свою машину Кромптон назвал «мюль-машиной» (рис. 10). Усовершенствование Кромптона дало возможность вырабатывать чрезвычайно тонкую и прочную пряжу.

 

 

 

Рис. 10. Схема устройства прядильной машины Кромптона. 1 - ведущий шкив, 2, 3 - ведомые шкивы, 4 - каретка, 5 - система канатов и блоков, 6- барабан, 7 - веретена, 8 - валик, 9 - рычаг, 10 - катушки, 11 - нить.

 

В России в 60-х годах XVIII в. также наблюдался прогресс в области техники прядения. В 1760 г. русский механик Родион Глинков построил 30-веретенную машину для прядения льна, приводимую в действие водяным колесом (рис. 11). Несмотря на то что машина Глинков а не была рабочей машиной, т. е. в ней не было механизма, способного заменить руку прядильщика, все же она имела ряд весьма ценных технических усовершенствований. Например, Глинков механизировал мотальный аппарат, благодаря которому осуществлялся принцип непрерывной перемотки, отсутствовавший даже в машине Харгривса. Производительность прядильной машины Глинкова в 5 раз превышала производительность самопрялок, применявшихся тогда в России.

Рис. 11. Машина Р. Глинкова. (Чертеж из привилегии)

В результате широкого применения прядильных машин «прядильный голод» был ликвидирован. Однако теперь в текстильной промышленности возникло несоответствие между механическим прядением и примитивными средствами ручного ткачества. Ткачи не успевали перерабатывать пряжу, которая готовилась на прядильных машинах.

В 1785 г. англичанин Эдмунд Картрайт (1743—1823) изобрел механический ткацкий станок. Вначале его конструкция была весьма примитивна, поэтому над усовершенствованием своего станка Картрайт работал до конца XVIII в. Только в 1792 г. был создан легко управляемый механический ткацкий станок, удовлетворяюший требованиям, предъявлявшимся в то время к ткачеству (рис. 12-13). Картрайт в своем станке достиг полной механизации всех основных операций ручного ткачества: прокидка челнока, подъема ремизного аппарата, пробоя бердом уточной нити, сматывания апасных нитей основы, удаления готовой ткани и шлихтования основы.

Рис. 12. Первый механический ткацкий станок Картрайта. (Чертеж из патента 1785 г.)

Рис. 13. Второй механический ткацкий станок Картрайта. (Чертеж из патента 1786 г.)

С внедрением ткацких машин в производство ткацкие фабрики стали успешно справляться с переработкой пряжи, которую поставляли им машинизированные прядильни. Отставание ткачества от прядения, таким образом, в начале XIX в. было полностью преодолено. Переворот в способе изготовления тканей сделал необходимым развитие таких смежных с текстильной промышленностью отраслей, как белильное, ситцепечатное и красильное производство. Прежде всего изменилась техника отбелки и крашения. Здесь стали применяться искусственные красители, были открыты новые вещества для отбелки тканей. В конце XVIII в. химия дала ряд рецептов красителей для тканей с использованием преимущественно еще естественных красителей.

В 1785 г. известный французский химик Бертолле (1748—1822) предложил способ беления тканей незадолго перед тем открытым веществом — хлором. В 1798 г. английский химик С. Теннант (1761—1815) открыл новый способ приготовления белильной извести, который в начале XIX в. стал господствующим в практике обработки тканей.

Под непосредственным влиянием развития технологии обработки тканей начали развиваться такие отрасли химической промышленности, как производство соды, серной и соляной кислот.

Приблизительно к 40-м годам XIX в. техническое перевооружение текстильной промышленности в Англии было в основном завершено. Прямым следствием промышленной революции явилось почти полное вытеснение ручного труда машинным. На смену мануфактуре как господствующей форме организации производства пришла фабрика. Дальнейшее техническое развитие текстильной промышленности шло, с одной стороны, по линии усовершенствования главных рабочих машин и вспомогательных механизмов, с другой — по линии роста и усложнения всей совокупности машин. Простая кооперация машин с половины XIX в. начинает переходить в расчлененную систему машин. Применение механической, а не мускульной двигательной силы при работе на новых прядильных машинах стимулировало развитие фабричной системы.

Рис. 14. Прядильный цех.

 Легкая промышленность России

Легкая промышленность Российской Федерации - это важнейший многопрофильный и инновационно привлекательный сектор экономики, обеспечивающий укрепление обороноспособности, экономической, социальной и интеллектуальной безопасности страны, сохранение ее статуса независимой и суверенной индустриальной державы.

Отрасль содействует гармоничному развитию регионов, решению социальных вопросов (особенно в градообразующих населенных пунктах) - повышению занятости населения и улучшению его благосостояния, становлению и развитию малого бизнеса. 

По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЕСД) легкая промышленность Российской Федерации по объемам продаж и уровню потребления продукции входит в состав ве­дущих мировых отраслей промышленного комплекса, опережая таких «монстров», как машино- и автомобилестроение, военно-промышленный комплекс, химическую промышлен­ность и другие. При этом объем потребления товаров легкой промышленности в мире растет более высокими темпа­ ми, чем прирост населения Земли.

Учитывая значительную роль легкой промышленности в обеспечении экономической и стратегической безопасности, занятости трудоспособного населения и повышении его жизненного уровня в новых геополитических условиях, ведущие мировые страны уделяют особое внимание развитию отрасли и оказывают ей существенную инвестиционную поддержку. Для России до сегодняшнего момента это не являлось характерным, поэтому рост потребительского рынка и удовлетворение потребностей населения в модных товарах происходит в основном за счет импорта. В настоящее время ситуация меняется и можно предполагать, что легкая промышленность Российской Федерации будет включена в число приоритетных отраслей экономики страны (как это сделано в ведущих мировых странах). Основанием этого предположения служат итоги заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 20 июня 2008 года и перечень поручений Президента Российской Федерации от 03 июля 2008 г. №Пр-1369. Согласно этим документам должны быть решены важнейшие вопросы по созданию благоприятных условий для подъема экономики легкой промышленности, придания ей новых импульсов в инновационном, социальном и региональном развитии, в повышении конкурентоспособности и имиджа российской отрасли в мировом производстве товарной продукции. Решение этих вопросов предусматривается осуществлять при непосредственном участии государства на основе реализации мер по защите российского производителя, борьбе с контрафактной и контрабандной продукцией, использованию субсидий, лизинговых схем, инвестиционных фондов, развитию частно-государственного партнерства.

Выполнение поставленных вопросов своевременно и актуально (особенно в условиях глобального финансового кризиса), так как это взаимосвязано с развитием национальной экономики в целом и необходимостью улучшения сложившейся ситуации в легкой промышленности, предприятия которой сегодня обеспечивают своей продукцией почти четверть платежеспособного спроса населения. Мобилизационные потребности страны в продукции отрасли удовлетворяются всего лишь на 17-36 процентов, что противоречит законодательству о безопасности государства, согласно которому в объеме продукции стратегического назначения доля отечественной должна составлять не менее 50 процентов. Доля отрасли в объеме промышленного производства Российской Федерации менее 1,0 процента (в 1991 году этот показатель был равен 11,9 процентов и соответствовал уровню развитых стран, таких как США, Германия и Италия, и которые на протяжении многих лет сохраняют этот показатель на уровне 8-12 процентов).

Поэтому сегодня перед легкой промышленностью стоят новые вызовы и задачи, решение которых требует новых подходов не только на краткосрочную, но и на долгосрочную перспективу. При этом существенно возрастает роль легкой промышленности в формировании и наполнении внутреннего рынка отечественной продукцией в условиях открытости российского рынка при вхождении России в ВТО. И это выполнимая задача. Технологически законченный и взаимоувязанный промышленный комплекс (от процесса глубокой переработки сырья до выпуска готовой продукции) способен вырабатывать современный ассортимент продукции массового потребления из натурального и химического сырья и различных их смесовых сочетаний. Особенностью легкой промышленности является высокая мобильность производства, позволяющая предприятиям осуществлять быструю смену ассортимента продукции при любых конъюнктурных изменениях рынка, связанных с сезонными изменениями спроса и моды, не уменьшая при этом объемы выпуска и, соответственно, объемы продаж, не снижая налоговые отчисления.

Предприятия отрасли производят широкий ассортимент товаров потребительского, производственно-технического и специального назначения.

Продукция легкой промышленности имеет устойчивый спрос и востребована во многих сферах жизнедеятельности человека и оказывает непосредственное влияние на здоровое развитие общества. Основными потребителями продукции в секторе товаров конечного спроса являются индивидуальные покупатели, где на них приходится около 40 процентов производимой продукции.

Это ткани и товары для дома, изделия повседневного спроса, в том числе медицинского назначения, трикотажные изделия, одежда и обувь, в том числе лечебно-профилактическая одежда и обувь, способствующие восстановлению и поддержанию здоровья людей, рабочая и специальная одежда, изделия из кожи, ковры и ковровые изделия. С точки зрения эффективности работы легкой промышленности представляется важным сохранение в перспективе доли товаров, основным потребителем которых является индивидуальный потребитель. Именно нерегулируемый рынок и его важнейшая часть - конечный индивидуальный потребитель - задают через спрос критерии эффективности работы предприятий. В связи с этим, целесообразно в перспективе сохранение пропорций по потребителям продукции отрасли. Это наиболее привлекательный сегмент как с чисто финансовой точки зрения, так и с точки зрения создания новых рабочих мест и развития малого и среднего бизнеса. 

Государство потребляет продукцию легкой промышленности в рамках обеспечения потребностей силовых структур и федеральных органов исполнительной власти в вещевом имуществе, в сопутствующих изделиях к военной технике и в средствах индивидуальной защиты (4,3процента). Это не очень большая цифра с точки зрения максимизации прибыли отрасли. Однако это полностью управляемый государством сегмент рынка, так как обеспеченность российских силовых структур вещевым довольствием российского производства является одним из важнейших элементов сохранения национальной безопасности.

Корпоративный сектор и ряд отраслей экономики потребляют продукцию промежуточного спроса, которая используется ими в качестве материалов и компонентов в процессе производства -1,8 процентов, и в рамках реализации приоритетных национальных проектов - более 0,9 процентов. Несмотря на сравнительно небольшую долю, этот сегмент рынка играет важную роль в развитии экономики России, так как с одной стороны он создает спрос на сырьевые полуфабрикаты довольно высокого передела и, таким образом, способствует реализации целевых установок стратегий развития энергетической и химической отраслей промышленности и соответствующих программ в сельском хозяйстве. С другой – он является важным элементом обеспечения уже реализуемых стратегий развития в других отраслях экономики.

Наибольший удельный вес в ассортиментной структуре по объему вырабатываемой продукции занимает текстильная, швейная и меховая отрасли -75 процентов, объединенные вместе не только по видам экономической деятельности, но и в единой технологической цепочке. Причем доля текстильной продукции составляет 45 процентов. На швейные изделия и изделия из меха приходится 30 процентов, на продукцию кожевенно-обувного производства около 25 процентов.

Рис.15 Распределение продукции легкой промышленности по федеральным округам

Таким образом, легкая промышленность имеет возможность быть развитой в форме малого и среднего бизнеса в Уральском ФО, Сибирском ФО, Дальневосточном ФО, развитие которого должно идти гармонично с текстильной промышленностью, которая является для них основным поставщиком полуфабрикатов и сырья. Это еще раз подтверждает вывод о необходимости модернизации и технического перевооружения текстильных предприятий. Уделив внимание региональному аспекту стратегии, отрасль придет к значительным социальным эффектам как прямым, так и косвенным.

Помимо существенного объема денежных средств, генерируемого потребителями продукции легкой промышленности, потенциальным инвестиционным преимуществом отрасли является быстрая отдача вложенных средств, что позволяет эффективно использовать заемные и субсидированные средства. Товарооборот в легкой промышленности, несмотря на фактическое отсутствие оптовой торговли, происходит 2 - 4 раза в год, что обеспечивает прирост объема производства на каждые дополнительные 100 млн. рублей оборотных средств на сумму 350 – 500 млн. рублей в год.

Развитие легкой промышленности России, по мнению Минэкономразвития России, может осуществляться по нескольким сце­нариям развития отрасли, различающимся прогнозируемыми объемами выпуска продукции, уровнем и сроками обновления ассортимента и технологий, количеством реализуемых мероприятий и экономических мер, объемами инвестиций и показателями эффективности.

Могут быть два альтернативных варианта функционирования легкой промышленности - инерционный и инновационный сценарии развития.

Инерционный сценарий базируется на показателях первого варианта развития российской экономики до 2020 года, рассчитанного Минэкономразвития России. Данный сценарий - пассивная модель поведения бизнеса, инерционная динамика инвестиционного процесса и низкая инновационная активность (рис. 16).

Рис. 16. Инерционный сценарий функционирования легкой промышленности России

Инновационный сценарий предполагает значительно более сложную модель управления и для государства, и для бизнеса.

Инновационное социально-ориентированное развитие легкой промышленности предполагает формирование новой элиты в бизнесе, повышение инвестиционной, бюджетной и экспортной привлекательности отрасли, ее роли в экономике страны и имиджа в мировом рынке разделения труда (рис.17).

Рис.17. Второй вариант развития легкой промышленности

Наряду с использованием традиционных мер, стимулирующих экономический рост легкой промышленности (бюджетные средства на финансирование науки, субсидирование процентных ставок по привлекаемым кредитам на закупку сырья и оборудования и запчастей к нему, на производство экспортной продукции в пределах возможностей федерального бюджета), он предусматривает новые дополнительные целевые меры государственной поддержки.

Технологии потребительских товаров: производство

В области лёгкой промышленности, современное образование в России может предложить обучение по следующим группам специальностей и специальностям:

Технология и проектирование текстильных изделий

  • Технология и оборудование производства натуральных волокон
  • Первичная обработка волокнистых материалов
  • Проектирование текстильных изделий
  • Технология текстильных изделий

Технология, конструирование изделий и материалы легкой промышленности

  • Технология швейных изделий
  • Конструирование швейных изделий
  • Моделирование и конструирование швейных изделий
  • Технология кожи и меха
  • Технология изделий из кожи
  • Конструирование изделий из кожи
  • Моделирование и конструирование изделий из кожи
  • Производство меховых и овчинно-шубных изделий
  • Моделирование и конструирование изделий из меха
  • Производство изделий из бумаги и картона

Технология художественной обработки материалов

  • Технология художественной обработки материалов

Коммерция

  • Коммерция (торговое дело)
  • Коммерция (по отраслям)

Товароведение

  • Товароведение и экспертиза товаров (по областям применения)
  • Товароведение (по группам однородных товаров)
  • Сервис
  • Сервис

Организация обслуживания в сфере сервиса

  • Социально-культурный сервис и туризм
  • Туризм
  • Гостиничный сервис
  • Организация обслуживания в общественном питании
  • Сервис по химической обработке изделий
  • Парикмахерское искусство
  • Косметика и визажное искусство
  • Домоведение
  • Техника и искусство фотографии

Сервис на транспорте (по видам транспорта)

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.