Зарегистрироваться

Источники

Категории Этнография | Под редакцией сообщества: История

Эта версия статьи от 29 Ноябрь 2010 12:32, редактировал Никишенков А. А.
Список всех версий Перейти к списку версий
Перейти к последней версии

Источниками этнологических знаний – в самом общем смысле этнологическим (этнографическим) источником называют всякое явление, которое может быть использовано для извлечения сведений об этни­ческих объектах (этносах или этни­ческих общностях, субэтносах и этнических груп­пах, об их сторонах, свойствах или характеристиках). Для практической исследователь­ской работы в области этнологии нужно обладать определенными и детальными зна­ниями об этнологических источниках.

 

При изучении источников этнологического знания следует иметь представление о классификации источников, владеть методикой работы с источниками различного типа. Для этнологической науки основным источником информации служат материалы, собираемые по время полевых работ.

 

Классификация этнографических источников

Этнологические источники могут представлять собою материальные (веществен­ные) предметы культуры изучаемого народа — артефакты (от лат. arte — искусст­венно и factus — сделанный); они описываются и исследуются в качестве характери­стик, произведений или свойств этого народа. Если же речь идет об изучении этнокуль­турной истории, то та­кие источники удобно трактовать как остатки прошлой этно­исторической реальности. Следовательно, сам источник выступает как остаток, фраг­мент изучаемого факта или объекта. К числу таких остатков-артефактов относятся, на­пример, коллекции этнографических музеев, сохраняемые обществом памят­ники исто­рии культуры, а также функционирующие в реальном бытовании традиционные пред­меты ма­териально-вещной среды (традиционная народная одежда, характерные нацио­нальные кушанья, пред­меты обихода и т. п.).

Наряду с артефактами различают такие источники, которые содержат в себе от­ражения тех или иных сторон этнического объекта, интересующего исследователя. Их иногда называют преданиями или меморатами (от лат. memoria — память). К этой об­ширной категории этнологических источников отно­сят многие виды письменных сви­детельств, разнообразные записи и иные фиксации данных (звукозапись, кино- и ви­деосъемки), рисунки, устные рассказы и прочие документальные и псевдодокументаль­ные материалы. Сказания полинезийцев об их расселении по островам Тихого океана, «История» Геродота, содержащая обильные историко-этнологические материалы о многих древнеевропейских, азиатских и африканских народах, сведения из комплекта газеты о межэтнических взаимоотношениях, — вот типич­ные примеры этого класса источников.

Разделение источников на артефакты-остатки и мемораты-предания является от­носительным и да­леко не единственно возможным. Анализируя источник, полезно, кроме того, установить характер его отношения к описываемой им этнической реально­сти: представляет ли он собою прямое свидетельство об изучаемом явлении (например, результат специального прямого наблюдения) или же сведения об ис­следуемом объекте отразились в источнике лишь попутно и имеют к объекту более или менее косвенное отношение. Так, описание папуасских обрядов, которые наблюдал Н.Н. Миклухо-Мак­лай на Новой Гви­нее, прямо характеризует быт местных племен, в то время как упоми­нания о русских, французах и немцах в эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» содержат лишь косвенные их характеристики, которые прихо­дится специально извлекать из этого произведения, подвергая тщательной источниковедческой обра­ботке.

 

 Характер и свойства источников

Характер и свойства источников сильно различаются. Обширный класс среди них составляют письменные памятники. Их особая ценность состоит в том, что они содер­жательны и наполнены смыс­лом. Правда, их не всегда легко прочитать (например, памятники письменности индейцев майя и др.). Письменные источники могут быть зафиксированы на разных носителях — на глиняных табличках (письменные доку­менты шумеров, хеттов и иных древних народов), на папирусе (у древних египтян), на каменных стелах — монументах в виде цилиндра или иной формы (например, трехъ­язычная Бехистун­ская надпись VI в. до н. э. в Иране), на пергаменте (особым способом выделанной коже), на бересте (в средневековом Новгороде) и наконец, на бумаге. В конце ХХ в. широко распространились носители, используемые с применением компь­ютерной техники.

Письменным источникам противостоят устные (фольклорные и иные), а также вещественные. Многие письменные источники хранятся в архивах, но немало их уже опубликовано. Отношение иссле­дователей к источникам существенно зависит от того, содержат ли они нечто новое, еще неизвестное. Поэтому источники, заново обнаружен­ные в архиве или собранные в экспедиции («в поле»), обычно це­нятся выше, чем уже опубликованные и неоднократно проанализированные. Но бывает и наоборот: в новом теоретическом и методологическом освещении, в сопоставлении с другими источни­ками уже из­вестные памятники «раскрываются» с прежде неизвестной стороны и их повторное изучение ведет к но­вому открытию.

 

Происхождение источников

Работа с этнологическим (этнографическим) источником начинается с его крити­ческого рассмот­рения (так называемой критики источника). Научность всякого иссле­дования в первую очередь опреде­ляется строгостью и тщательностью источниковедче­ского анализа. Главная задача критики источника состоит в том, чтобы установить, со­держит ли он этнологическую информацию, и если да, то в какой мере ее можно ис­пользовать в научном исследовании. Необходимо выяснить происхождение источника, его автора (если он есть), каким образом источник возник или был создан, в какой сте­пени он заслужи­вает доверия.

Исследование историко-этнологических проблем побуждает ученых обращаться к классическим письменным нарративным (повествовательным) источникам. Примеры в этом случае многочисленны и разнообразны. Сколько-нибудь полное их перечисление невозможно. Ниже названы лишь некоторые, которые при желании могут быть заме­нены другими, нисколько не уступающими приводимым ни с точки зрения их научной ценности, ни в смысле яркости и занимательности.

Писатель и историк последней четверти I и начала II вв. н. э. Корнелий Тацит из­вестен как автор серьезных капитальных трудов («Анналы», «История»), так и созда­тель менее крупных, но тем не менее содержательных произведений («Жизнеописание Юлия Агриколы», «О происхождении германцев и мес­тоположении Германии»). Во всех сочинениях Тацита имеются ценные сведения палеоэтнографического характера. Насколько его труды насыщены этнической информацией, можно судить по тому факту, что в них упомянуты более 150 этнических наименований (этнонимов) народов, расселенных в большей части известной в ту пору ойкумены.

Эпоха феодализма породила немало разнообразных источников, содержащих ин­формацию о раз­личных сторонах жизни тогдашних этносов: хроники (летописи), про­изведения художественной литера­туры, правовые документы и другие памятники. В числе средневековых источников, полезных для изуче­ния исторической этнографии, следует указать на сочинения, возникшие в результате далеких и трудных путешествий, многолетних наблюдений разных стран и народов. Среди них «Книга» Марко Поло (XIII в.) о путешествии в Китай, «История Монгалов» Плано Карпини и «Путешествие в восточные страны» Ги­льома Рубрука (XIII в.) об их миссиях в Монголию, «Хожение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина (XV в.) о его пребывании в Персии и Индии.

Интересные и во многом достоверные сведения об индейском населении Цен­тральной и Южной Америки содержатся в сочинениях Христофора Колумба, Барто­ломе де Лас Касаса, Диего де Ланды (XVI в.). Полезно обратить внимание еще на одну разновидность позднесредневековых ис­точников, а именно на так называемые «домовники», или «домострои», — религиозно-бытовые инструкции-настав­ления касательно всего порядка и стиля семейной жизни в соответствии с христианско-патриархальным идеалом. Среди этого рода произведений выделяется русский «Домострой», отредактированный прото­иереем Сильве­стром — известным советником Ивана Грозного (XVI в.).

В последующие периоды нового и новейшего времени (XVIII и XIX вв.) появи­лись содержатель­ные источники, связанные с интенсивными географо-экономическими обследованиями нашей планеты. Исследования Джеймса Кука, Жана Лаперуза и Луи Бугенвиля, Академические экспедиции по России (XVIII в.), научные путешествия Александра Гумбольдта, кругосветные плавания российских моряков в первой поло­вине XIX в. и многие другие, — все это были не только шаги в географическом пости­жении Земли, но также важные штрихи и элементы познания этнической композиции ее населения. В этой связи нельзя не вспомнить также о произведениях Никиты Яков­левича Бичурина (в монашестве — Иакинфа).

 

Этнографические экспедиции

Однако изучение письменных нарративных источников — далеко не единствен­ный способ добы­вания этнологических (этнографических) данных. Среди источников, очень часто используемых в этно­логических исследованиях, особо важную роль играют материалы и сведения, собираемые в этнологиче­ских (этнографических) экспедициях путем как прямого, так и инструментального наблюдения из­бранного для изучения фрагмента действительности. Сведения, собранные в экспедициях, обычно назы­вают полевым материалом. Присутствие в том или ином научном труде полевого материала (в особен­ности, собранного лично его автором) повышает, согласно существующим канонам, ценность такого труда.

Об этнологических экспедициях обычно говорят как о чем-то таком, что связано с романтиче­скими переживаниями далеких поездок, неожиданных встреч с людьми, принадлежащими к иным куль­турам, и другими привлекательными сторонами пребы­вания в путешествии. Кое-что из этого вполне справедливо, но все же следует иметь в виду, что этнологическая экспедиция — это прежде всего слож­ный и часто утомитель­ный труд по собиранию разнообразных сведений, материалов и данных (т. е. ин­форма­ции) о населении региона, который обследует экспедиция. Работа в экспедиции вклю­чает в себя беседы с информаторами (респондентами), фиксацию данных о предметах материальной культуры (поселениях, жилищах и других постройках, одежде и укра­шениях, утвари и пище и т. п.), описание поведенческих элементов жизни местных жи­телей (обычаев, обрядов, ритуалов и т. д.), семьи и семейной жизни, записи (текстовые, звуковые и пр.) фольклора, выявление и регистрацию данных о языках, психо­логиче­ских свойствах населения и многое другое, что необходимо тем или иным способом закрепить, превращая увиденное и услышанное (т. е. наблюденное) в собственно поле­вой источник этнологических сведений.

Отсюда следует, что источники, полученные путем экспедиционного наблюдения, имеют важное и специфическое свойство: они создаются исследователями (и их по­мощниками) в ходе экспедиционной работы. И чем тщательнее этнологи трудятся, чем внимательнее наблюдают и чем точнее фиксируют наблюдаемые в экспедиции объ­екты, тем более содержательные и ценные источники они создают. Ко­нечно, все этно­логические (этнографические) источники так или иначе созданы или собраны людьми — письменные документы, археологические и этнографические коллекции в музеях, фольклорные произве­дения или заполненные опросные листы для записи сведений при проведении переписи населения.

В этнологических исследованиях, как показывает опыт и как об этом сказано выше, находят себе применение разнообразные виды источников: а) вещественные па­мятники и предметы, б) письменные тексты и в) данные устной традиции (которые, понятно, приходится также превращать в тем или иным способом фиксированные тек­сты). Разнообразие источников обусловливается еще и множественностью технических способов отображения этнической действительности. Всякого рода рисунки — от ре­альных изобразительных элементов на произведениях иконописи до современных ри­сунков характерных нацио­нальных типов (среди которых известны, например, аква­рели Б.М. Кустодиева «Русские типы»), — фото­графии, кинорепортажи, звукозаписи, наконец, съемка видеофильмов и т. п., — все эти материалы не­редко используются в качестве этнологических источников, а в обозримом будущем их значение, несо­м­ненно, возрастет.

Следует иметь в виду, что этнологическое исследование редко основывается на одном каком-ни­будь источнике или даже группе источников одного и того же класса. Обычно этнологи, исследуя ту или иную проблему, в ходе работы объединяют (ком­плексируют) разные источники.

Отдельного упоминания заслуживает еще один класс источников: это памятники и результаты дея­тельности по «производству» профессиональной духовной культуры, созданием которой занят особый слой общества — национальная художественная (творческая) интеллигенция. Этническая информация обильно представлена в художе­ственной литературе (вспомним для примера испанские и другие повести и очерки Проспера Мериме), в журналах и газетах, кино- и видеофильмах, передачах радио и телевиде­ния, произведениях живописи и скульптуры. Все они могут быть изучены с этнологической точки зрения и в современной науке нередко служат источниками ин­тересных и важных сведений.

Еще один способ непрямого (инструментального) наблюдения — массовое этно­логическое обсле­дование, с помощью которого создается массовый, статистически значимый источник. В этнологии и этносоциологии при сборе и анализе массовой этнологической (этнографической) информации успешно используются идеи и методы математической и социальной статистики. При этом источниками становятся такие исследовательские инструменты, как анкеты, опрос­ные листы, вопросники, заполняемые в ходе проведе­ния массовых обследований. Работа по изучению и созданию этих источников — кон­струирование стандартных вопросников, организация их заполнения в экспедиции (или иным способом), анализ с помощью статистической переработки на компьютере — составляют предмет специальных научных и учебных этнологических дисциплин.

 

Рекомендуемая литература:

Витов М.В. Антропологические данные как источник по истории колонизации Русского Севера. М., 1997.

Крестьянское правосудие. Обычное право российского крестьянства / Сост., авт. вступит. ст. и комментариев А.А. Никишенков. М., 2003.

СТЕПНОЙ ЗАКОН. Обычное право казахов, киргизов и туркмен крестьянства / Сост., авт. вступит. ст. и комментариев А.А. Никишенков. М., 2000

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.