Эпистемология
В данном разделе энциклопедии представлено:
Эпистемология (теория познания, гносеология) (греч. episteme - знание, logos – учение) – в широком смысле – философское учение о познании, и в таком случае используется как синоним для терминов “теория познания” и “гносеология”. В узком смысле этот термин обозначает теорию научного познания либо учение о познании, создаваемое с ориентацией на научные стандарты строгости и доказательности утверждений, на результаты научных исследований познавательных способностей человека. Поскольку для многих мыслителей, занимавшихся проблемами познания, настоящее знание должно быть обоснованным, строгим, то есть фактически быть научным, и поскольку философские рассуждения тоже должны удовлетворять критериям строгости, обоснованности и т. п. , то различие между широким и узким смыслами этого термина становится несущественным.
Эпистемология исследует природу и возможности человеческого познания, пытается ответить на вопросы: познаваем ли мир? есть ли принципиальные границы человеческого познания? что может быть объектом познания? достижима ли истина и что есть истина? возможно ли совершенно надежное обоснование знания? благодаря каким познавательным способностям или способам исследования достигается знание?
↑Рекомендуемая литература
№ | Название | Год | Текст | Тип | Действия |
---|---|---|---|---|---|
1. |
Критика чистого разума Кант И. |
1781 | — | ||
Выдающееся произведение мировой философской литературы, в котором рассматриваются основные вопросы и проблемы познания. В нем содержится учение о различии между явлениями и вещами в себе, учение о формах чувственности и категориях рассудка, критика свободного от ощущений разумного познания.
Основной гносеологический труд Канта. В работе рассмотрены трансцендентальные учения...
Категории знаний:
Эпистемология, История философии
Уровень подготовки аудитории: студенты вузов, профессиональный |
|||||
2. |
Исследование о человеческом познании Юм Д. |
1748 | — | ||
Одно из главных произведений английского классического эмпиризма и одновременно философского скептицизма, трактующее познание как различные формы ассоциаций восприятий («впечатлений» и «идей»), организующих опыт. Работа оказала значительное влияние на последующую философию, начиная с Канта и кончая современной аналитической философией.
Категория знаний:
Эпистемология
|
|||||
3. |
О достоверности Витгенштейн Л.И. |
1969 | — | ||
Работа представляет собой посмертно опубликованные заметки Л.Витгенштейна, касающиеся вопросов достоверности и обоснованности знания, сделанные Витгенштейном 1946 -1953 гг. Витгенштейн трактует достоверность и обоснованность знания как сложно организованные эффекты языковых игр и взаимно поддерживающих друг друга систем практик.
Категория знаний:
Эпистемология
|
|||||
4. |
Опыт о человеческом разумении Локк Л. |
1689 | — | ||
Классическая работа, в которой изложены критика учения о врожденных идеях и основания сенсуалистской теории познания, исходящей из убеждения, что в разуме нет ничего такого, что прежде не было бы в ощущениях.
Категория знаний:
Эпистемология
|
|||||
5. |
Три разговора между Гиласом и Филонусом Беркли Д. |
1713 | — | ||
Известное произведение крупного английского философа, в котором он в живой и доступной форме диалога обсуждает вопрос об основаниях нашей уверенности в том, что в основе ощущений лежат независимые от сознания вещи, которые и вызывают в нас эти ощущения, и ставит эту уверенность под сомнение.
Категория знаний:
Эпистемология
|
|||||
6. |
Энциклопедия эпистемологии и философии науки |
2009 | — | ||
Первое в нашей стране энциклопедическое издание по проблемам эпистемологии и философии науки. Содержит развернутые статьи, отражающие современный уровень развития этих дисциплин, особенно в том, что касается социального измерения производства и развития знания, истории эпистемологических идей, логики.
Категория знаний:
Эпистемология
|
|||||
7. |
Как мы познаем |
1978 | — | ||
Ярко, живо написанный, с привлечением многообразных примеров из истории науки, рассказ о том, что такое научный метод, как возникают научные теории, что чему предшествует – наблюдение теории или теория наблюдению, как теории проверяются. Популярность никак не снижает уровня компетентности изложения и серьезности обсуждаемых проблем.
Категория знаний:
Эпистемология
|
|||||
8. |
Новые опыты о человеческом разумении автора системы предустановленной гармонии Лейбниц Г.В. |
1765 | — | ||
Главное гносеологическое произведение Лейбница, написанное как ответ Дж.Локку. Лейбниц работал над ним в 1703-1704. Лейбниц критикует локковскую критику врожденных идей и защищает рационалистическую теорию познания, показывая, что в нас есть знания, которые не происходят из опыта.
Категория знаний:
Эпистемология
|
|||||
9. |
Объективное знание: эволюционный подход Поппер К.Р. |
1972 | — | ||
Одна из важнейших работ в области современной эпистемологии английского философа Карла Поппера. В работе рассматривается широкий круг вопросов современной теории знания, связанных с проблемами индукции, правдоподобия и структуры научных теории, фальсификации, эволюционистского подхода к описанию и объяснению знания. В работе также представлена попперовская теория трех миров.
Категория знаний:
Эпистемология
|
|||||
10. |
Стрела познания: набросок естественно-научной гносеологии Мамардашвили М.К. |
1996 | — | ||
В данной работе выдающегося отечественного мыслителя предпринимается попытка через ряд разрывов с традиционными формами теории познания выявить принципы исследования научного знания путем учета выделенного места сознательного опыта в системе природы. Познавательные акты, познавательные формации и ограничения рассматриваются как специфические события, разворачивание которых...
Категория знаний:
Эпистемология
|
|||||
11. |
Эволюционная эпистемология и логика социальных наук |
2000 | — | ||
Сборник переводов, дающий достаточно полное представление об основных идеях эволюционной эпистемологии, о том, как в современной литературе обсуждаются основные идеи К.Поппера относительно фаллибилизма, эволюционной эпистемологии и открытого общества. Переведенные статьи создавались в период между 1962 и 1994 гг.
Категория знаний:
Эпистемология
|
|||||
12. |
Эпистемология классическая и неклассическая Лекторский В.А. |
2001 | — | ||
В монографии рассматриваются ключевые проблемы и понятия эпистемологии и сопоставляются трактовки понятий и решения проблем, предлагавшиеся классической философией и современными неклассическими подходами. Анализируются причины и мотивы замены классических понятий неклассическими
Категория знаний:
Эпистемология
|
№ | Название | Год | Текст | Тип | Действия |
---|---|---|---|---|---|
1. |
Критика чистого разума Кант И. |
1781 | — | ||
Выдающееся произведение мировой философской литературы, в котором рассматриваются основные вопросы и проблемы познания. В нем содержится учение о различии между явлениями и вещами в себе, учение о формах чувственности и категориях рассудка, критика свободного от ощущений разумного познания.
Основной гносеологический труд Канта. В работе рассмотрены трансцендентальные учения...
Категории знаний:
Эпистемология, История философии
Уровень подготовки аудитории: студенты вузов, профессиональный |
↑Персоналии
№ | Автор | Произведений / ЭПД | Действия |
---|---|---|---|
1. |
Кант Иммануил Философ, родоначальник немецкой классической философии |
9 / 5 | |
Родился в небогатой семье ремесленника-седельщика. Под попечением доктора теологии Франца Альберта Шульца, заметившего в Иммануиле одарённость, Кант закончил престижную гимназию «Фридрихс-Коллегиум», а затем поступил в Кёнигсбергский университет. Из-за смерти отца завершить учёбу ему не удаётся и, чтобы прокормить семью, Кант на 10 лет становится домашним учителем. Именно в...
|
|||
2. |
Парменид Элейский Философ, основоположник элейской школы, одна из ключевых фигур в истории древнегреческой философии и европейской философской традиции |
– / – | |
|
|||
3. |
Платон Философ, основатель Академии и родоначальник традиции платонизма |
30 / 32 | |
Точная дата рождения Платона неизвестна. Следуя античным источникам, большинство исследователей полагает, что Платон родился в 428—427 годах до н. э. в Афинах или Эгине в разгар Пелопонесской войны между Афинами и Спартой. По античной традиции днём его рождения считается 7 таргелиона (21 мая), праздничный день, в который, по мифологическому преданию, на острове Делос родился...
|
|||
4. |
Локк Джон Великий британский педагог и философ, представитель эмпиризма, один из самых влиятельных мыслителей Просвещения и теоретиков либерализма. |
2 / 1 | |
|
|||
5. |
Беркли Джордж Философ |
2 / – | |
Дж. Беркли родился 12 марта 1685 г. в Южной Ирландии в семье потомков английских переселенцев. В 1700 г. он поступил в Тринити-колледж в Дублине, где изучал философию, логику, математику, теологию, древние и новые языки. С 1707 г. Беркли стал преподавателем этого колледжа, а в 1709 г. принял священнический сан; в 1727 г. он получил степень доктора философии. Беркли глубоко...
|
|||
6. |
Юм Давид Представитель британского эмпиризма и философского скептицизма, политический мыслитель, философ, историк, экономист |
6 / 1 | |
http://lomonosov-fund.ru/enc/file?objectId=28521&x=300&y=200
|
|||
7. |
Декарт Рене Философ, математик и естествоиспытатель, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики |
4 / 3 | |
Рене Декарт родился в 1596 г. в Лаэ, в провинции Турень, в западной части Франции. Происходил из старинного дворянского рода де Карт — отсюда впоследствии возникло его латинизированное имя Картезиус и направление в философии — картезианство. Образование получил в иезуитской школе. В 1629 г. переселился в Нидерланды, где 20 лет провел в уединенных научных занятиях. Здесь вышли...
|
|||
8. |
Спиноза Бенедикт Философ, один из крупнейших рационалистов 17 века. |
8 / 7 | |
|
|||
9. |
Лейбниц Готфрид Вильгельм Философ и математик |
2 / – | |
Готфрид Лейбниц родился 1 июля 1646 года в Лейпциге. Отец Лейбница был университетским профессором философии морали (этики), и его сын с юных лет проявил интерес к науке. После окончания школы Готфрид продолжил образование в Лейпцигском (1661-1666 гг.) и Йенском университете, где он провел один семестр в 1663 г., оказавшийся весьма полезным благодаря знакомству с идеями...
|
|||
10. |
Поппер Карл Раймунд Логик и социолог, один из наиболее влиятельных философов науки XX века, основоположник критического рационализма. |
10 / – | |
Один из наиболее влиятельных философов науки XX века, основоположник критического рационализма. Известен активной политической позицией в защиту демократии против тоталитаризма, критикой "историцизма". Предложил принципы социального критицизма как основу создания открытого общества.
|
|||
11. |
Кун Томас Сэмюэл Историк и философ науки XX века. В ходе критики концепции критического рационализма создал парадигмальную концепцию истории науки, ввел в научный оборот понятия парадигмы и научной революции. |
1 / – | |
|
|||
12. |
Витгенштейн Людвиг Философ, один из наиболее влиятельных мыслителей 20 века |
3 / – | |
Родился в семье австрийского сталелитейного магната еврейского происхождения. Начав изучать инженерное дело, он познакомился с работами Готлоба Фреге, благодаря которым заинтересовался проблемой философских оснований математики. По непроверенным данным Витгенштейн несколько раз встречался с Фреге, который посоветовал ему изучить работы Рассела, посвящённые увлёкшей его теме. В...
|
|||
13. |
Мамардашвили Мераб Константинович Философ, исследователь философии языка и сознания |
10 / – | |
Родился в г. Гори (Грузия), в семье военнослужащего. В 1955 году окончил философский факультет Московского государственного университета. Один из основателей Московского логического кружка (с 1952 г.; в Кружок также входили Б. Грушин, А. А. Зиновьев и Г. П. Щедровицкий; позднее — Московский методологический кружок). Работал в Москве; в 1961—1966 гг. — в Праге в журнале...
|
|||
14. |
Лекторский Владислав Александрович Доктор философских наук, профессор. |
1 / – | |
|
|||
15. |
Сепир Эдвард Лингвист, антрополог |
– / – | |
|
|||
16. |
Куайн Уиллард ван Орман Философ науки, один из классиков аналитической философии, логик и специалист по теории множеств. |
3 / – | |
Куайн окончил Оберлин Колледж в 1930 г. и в 1932 г. получил PhD от Гарвардского университета. Его научным руководителем был Альфред Уайтхед, соавтор Бертрана Рассела по “Principia”.
|
|||
17. |
Пирс Чарлз Сандерс Американский философ, логик, математик, основоположник прагматизма и семиотики |
3 / – | |
|
|||
18. |
Пиаже Жан Психолог и философ, создатель теории когнитивного развития и школы генетической эпистемологии (психологии) |
1 / – | |
Пиаже (Piaget) Жан (09.08.1896 - 16.09.1980) - швейцарский психолог и философ. Учился у швейцарского психиатра Э.Блейлера, психолога А.Пьерона, психоаналитика А.Лаланда, философа Л.Брюнсвика. В 1921 г. возглавляет исследовательскую лабораторию в ин-те Ж.-Ж. Руссо (Женева). С 1925 г. преподает детскую психологию, философию и историю науки в ин-тах Женевы и Невшатели. В 1939 -...
|
№ | Автор | Произведений / ЭПД | Действия |
---|---|---|---|
1. |
Кант Иммануил Философ, родоначальник немецкой классической философии |
9 / 5 | |
Родился в небогатой семье ремесленника-седельщика. Под попечением доктора теологии Франца Альберта Шульца, заметившего в Иммануиле одарённость, Кант закончил престижную гимназию «Фридрихс-Коллегиум», а затем поступил в Кёнигсбергский университет. Из-за смерти отца завершить учёбу ему не удаётся и, чтобы прокормить семью, Кант на 10 лет становится домашним учителем. Именно в...
|
|||
3. |
Платон Философ, основатель Академии и родоначальник традиции платонизма |
30 / 32 | |
Точная дата рождения Платона неизвестна. Следуя античным источникам, большинство исследователей полагает, что Платон родился в 428—427 годах до н. э. в Афинах или Эгине в разгар Пелопонесской войны между Афинами и Спартой. По античной традиции днём его рождения считается 7 таргелиона (21 мая), праздничный день, в который, по мифологическому преданию, на острове Делос родился...
|
|||
4. |
Локк Джон Великий британский педагог и философ, представитель эмпиризма, один из самых влиятельных мыслителей Просвещения и теоретиков либерализма. |
2 / 1 | |
|
|||
5. |
Беркли Джордж Философ |
2 / – | |
Дж. Беркли родился 12 марта 1685 г. в Южной Ирландии в семье потомков английских переселенцев. В 1700 г. он поступил в Тринити-колледж в Дублине, где изучал философию, логику, математику, теологию, древние и новые языки. С 1707 г. Беркли стал преподавателем этого колледжа, а в 1709 г. принял священнический сан; в 1727 г. он получил степень доктора философии. Беркли глубоко...
|
|||
6. |
Юм Давид Представитель британского эмпиризма и философского скептицизма, политический мыслитель, философ, историк, экономист |
6 / 1 | |
http://lomonosov-fund.ru/enc/file?objectId=28521&x=300&y=200
|
|||
7. |
Декарт Рене Философ, математик и естествоиспытатель, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики |
4 / 3 | |
Рене Декарт родился в 1596 г. в Лаэ, в провинции Турень, в западной части Франции. Происходил из старинного дворянского рода де Карт — отсюда впоследствии возникло его латинизированное имя Картезиус и направление в философии — картезианство. Образование получил в иезуитской школе. В 1629 г. переселился в Нидерланды, где 20 лет провел в уединенных научных занятиях. Здесь вышли...
|
|||
8. |
Спиноза Бенедикт Философ, один из крупнейших рационалистов 17 века. |
8 / 7 | |
|
|||
9. |
Лейбниц Готфрид Вильгельм Философ и математик |
2 / – | |
Готфрид Лейбниц родился 1 июля 1646 года в Лейпциге. Отец Лейбница был университетским профессором философии морали (этики), и его сын с юных лет проявил интерес к науке. После окончания школы Готфрид продолжил образование в Лейпцигском (1661-1666 гг.) и Йенском университете, где он провел один семестр в 1663 г., оказавшийся весьма полезным благодаря знакомству с идеями...
|
|||
10. |
Поппер Карл Раймунд Логик и социолог, один из наиболее влиятельных философов науки XX века, основоположник критического рационализма. |
10 / – | |
Один из наиболее влиятельных философов науки XX века, основоположник критического рационализма. Известен активной политической позицией в защиту демократии против тоталитаризма, критикой "историцизма". Предложил принципы социального критицизма как основу создания открытого общества.
|
|||
11. |
Кун Томас Сэмюэл Историк и философ науки XX века. В ходе критики концепции критического рационализма создал парадигмальную концепцию истории науки, ввел в научный оборот понятия парадигмы и научной революции. |
1 / – | |
|
|||
12. |
Витгенштейн Людвиг Философ, один из наиболее влиятельных мыслителей 20 века |
3 / – | |
Родился в семье австрийского сталелитейного магната еврейского происхождения. Начав изучать инженерное дело, он познакомился с работами Готлоба Фреге, благодаря которым заинтересовался проблемой философских оснований математики. По непроверенным данным Витгенштейн несколько раз встречался с Фреге, который посоветовал ему изучить работы Рассела, посвящённые увлёкшей его теме. В...
|
|||
13. |
Мамардашвили Мераб Константинович Философ, исследователь философии языка и сознания |
10 / – | |
Родился в г. Гори (Грузия), в семье военнослужащего. В 1955 году окончил философский факультет Московского государственного университета. Один из основателей Московского логического кружка (с 1952 г.; в Кружок также входили Б. Грушин, А. А. Зиновьев и Г. П. Щедровицкий; позднее — Московский методологический кружок). Работал в Москве; в 1961—1966 гг. — в Праге в журнале...
|
|||
14. |
Лекторский Владислав Александрович Доктор философских наук, профессор. |
1 / – | |
|
|||
16. |
Куайн Уиллард ван Орман Философ науки, один из классиков аналитической философии, логик и специалист по теории множеств. |
3 / – | |
Куайн окончил Оберлин Колледж в 1930 г. и в 1932 г. получил PhD от Гарвардского университета. Его научным руководителем был Альфред Уайтхед, соавтор Бертрана Рассела по “Principia”.
|
|||
17. |
Пирс Чарлз Сандерс Американский философ, логик, математик, основоположник прагматизма и семиотики |
3 / – | |
|
|||
18. |
Пиаже Жан Психолог и философ, создатель теории когнитивного развития и школы генетической эпистемологии (психологии) |
1 / – | |
Пиаже (Piaget) Жан (09.08.1896 - 16.09.1980) - швейцарский психолог и философ. Учился у швейцарского психиатра Э.Блейлера, психолога А.Пьерона, психоаналитика А.Лаланда, философа Л.Брюнсвика. В 1921 г. возглавляет исследовательскую лабораторию в ин-те Ж.-Ж. Руссо (Женева). С 1925 г. преподает детскую психологию, философию и историю науки в ин-тах Женевы и Невшатели. В 1939 -...
|
№ | Автор | Произведений / ЭПД | Действия |
---|---|---|---|
1. |
Кант Иммануил Философ, родоначальник немецкой классической философии |
9 / 5 | |
Родился в небогатой семье ремесленника-седельщика. Под попечением доктора теологии Франца Альберта Шульца, заметившего в Иммануиле одарённость, Кант закончил престижную гимназию «Фридрихс-Коллегиум», а затем поступил в Кёнигсбергский университет. Из-за смерти отца завершить учёбу ему не удаётся и, чтобы прокормить семью, Кант на 10 лет становится домашним учителем. Именно в...
|
|||
3. |
Платон Философ, основатель Академии и родоначальник традиции платонизма |
30 / 32 | |
Точная дата рождения Платона неизвестна. Следуя античным источникам, большинство исследователей полагает, что Платон родился в 428—427 годах до н. э. в Афинах или Эгине в разгар Пелопонесской войны между Афинами и Спартой. По античной традиции днём его рождения считается 7 таргелиона (21 мая), праздничный день, в который, по мифологическому преданию, на острове Делос родился...
|
|||
4. |
Локк Джон Великий британский педагог и философ, представитель эмпиризма, один из самых влиятельных мыслителей Просвещения и теоретиков либерализма. |
2 / 1 | |
|
|||
6. |
Юм Давид Представитель британского эмпиризма и философского скептицизма, политический мыслитель, философ, историк, экономист |
6 / 1 | |
http://lomonosov-fund.ru/enc/file?objectId=28521&x=300&y=200
|
|||
7. |
Декарт Рене Философ, математик и естествоиспытатель, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики |
4 / 3 | |
Рене Декарт родился в 1596 г. в Лаэ, в провинции Турень, в западной части Франции. Происходил из старинного дворянского рода де Карт — отсюда впоследствии возникло его латинизированное имя Картезиус и направление в философии — картезианство. Образование получил в иезуитской школе. В 1629 г. переселился в Нидерланды, где 20 лет провел в уединенных научных занятиях. Здесь вышли...
|
|||
8. |
Спиноза Бенедикт Философ, один из крупнейших рационалистов 17 века. |
8 / 7 | |
|
↑Термины и понятия
↑Научные центры и организации
№ | Название | Действия |
---|---|---|
1. | Кафедра онтологии и теории познания философского факультета МГУ имени М.В.Ломоносова | |
Тип: Учебное учреждение Кафедра онтологии и теории познания философского факультета МГУ имени М.В.Ломоносова: существует в настоящем виде с 2000 года, когда была разработана и внедрена принципиально новая учебная программа в соответствии с номенклатурой философских специальностей ВАК. По своим исследовательским задачам и учебным функциям кафедра является преемницей кафедры теоретической философии философского факультета, образованной в 1992 году.
Категории знаний: Эпистемология, Онтология, Аксиология |
||
2. | Кафедра онтологии, логики и теории познания философского факультета Государственного Университета Высшая Школа Экономики | |
Тип: Учебное учреждение Кафедра создана в 2004 году.
Категории знаний: Когнитивные науки, Аксиология, Эпистемология, Онтология |
||
3. | Институт Философии Российской Академии наук, сектор эволюционной эпистемологии | |
Тип: Научно-исследовательское учреждение, Учебное учреждение Сектор создан в 1992 году.
Категория знаний: Эпистемология |
Все научные центры и организации (5)
↑Другие категории
↑
←
↑Люди
- Данную категорию редактирует сообщество «Философия»
- Количество тем - 0,
участников - 51,
работ - 1221,
организаций - 26,
категорий - 20 - В сообществе: кандидатов наук - 16, докторов наук - 27
- Активные пользователи: Петрунин Юрий Юрьевич, Адамова Марина Владимировна, Бочаров Вячеслав Александрович
- Наибольший вклад: Петрунин Юрий Юрьевич, Толстов Алексей Борисович, Дмитриев Вячеслав Евгеньевич
↑Публикации
Публикаций нет, хотите добавить?